Англичанин по имени Роджер Тичборн поднялся на борт корабля "Белла" в 1854 году. Меньше чем через неделю судно затонуло и так как никого из выживший найти не удалось, все посчитали, что экипаж и пассажиры погибли. Это было только началом истории, растянувшейся на десятилетия и закончившейся национальным скандалом.
Роджер Тичборн, родившийся в 1829 году, вырос в обеспеченной семье и должен был стать 12-м баронетом в истории своего известного семейства. Он провел свое детство, живя то в Париже, то в Англии, из-за чего произношение Роджера имело сильный акцент.
Когда отец определил его в Англию, для обучения в иезуитской школе- интернате, он близко познакомился со своей двоюродной сестрой и так вышло, что Тичборн влюбился в неё до беспамятства. Родители, чтобы помешать такому неудобному союзу, решили отправить Роджера в армию. Прибыв в 1853 году на Британские острова, он быстро заскучал и ушел в отставку. Тичборн решил, что пришло время попутешествовать и 20 апреля 1854 года на борту "Беллы" он отправился на Ямайку.
Но уже 24 апреля были найдены обломки корабля, а все пассажиры и команда предположительно утонули в море. Среди прочего, у берегов Бразилии была обнаружена перевернувшаяся лодка с надписью Белла, то есть существовала вероятность того, что кто-то выжил.
Поиски, без каких-либо успехов, длились почти год. Наконец, в 1855 году Роджер Тичборн был объявлен мертвым. Мать Роджера, леди Генриетта Тичборн, всегда надеялась, что её сын всё ещё жив.
Когда до неё дошли слухи, что некоторые из пассажиров корабля были спасены судном, направлявшимся в австралийский Мельбурн. Леди Тичборн, воодушевленная заверениями ясновидящей о том, что её сын жив, начала искать зацепки и стала регулярно размещать в газетах объявления о поисках своего сына.
Однажды, в 1863 году один австралийский адвокат Уильям Гиббс написал леди Тичборн, что Роджер жив и здоров. Якобы он работает мясником в Австралии. Поводом для этого предположения стал тот факт, что мясник курил трубку с выгравированными инициалами "RCT" (Sir Roger Tichborne). А когда Уильям напрямую спросил его, не тот ли он человек, который потерялся в море в 1854-м. Мужчина уверенно ответил "да".
Хотя все жители Вагга-Вагга знали его как Томаса Кастро - недавно обанкротившегося местного мясника, вскоре он стал представляться как давно пропавший без вести Роджер Тичборн.
Хотя физические различия между двумя мужчинами были достаточно очевидны: Томас был ниже и тяжелее Роджера и у него был другой акцент. Но когда леди Тичборн лично встретилась с Кастро, то она, как сообщается, безоговорочно признала в нём своего сына.
Учитывая, что в то время он бедствовал, она помогла ему с переездом в Англию, обеспечила деньгами и жильем. После чего стала приводить на семейные мероприятия, знакомить с друзьями и членами семьи, которые, надо сказать, не испытывали такого же энтузиазма и подозревали его в мошенничестве.
В 1868 году, когда умерла леди Тичборн, её "сын" как ни в чем не бывало стал жить в её доме и пожелал перейти во владение наследством. Многочисленным родственникам это не понравилось, поэтому они начали судебное разбирательство с целью разоблачить самозванца.
Несмотря на резкую критику родственников, было много людей, которые выступили в защиту "австралийского Тичборна". В частности, семейный врач Липскомб после внимательного медицинского осмотра вывил у него физиологические особенности, которые были присущи всем мужчинам этой семьи.
Также Томас Кастро помнил множество деталей из детства Роджера, вроде мест в Лондоне, где он любил играть или ловить рыбу. Тичборна в нем признали некоторые школьные приятели, сослуживцы и более известные люди: его бывший денщик Томас Картер и член парламента Гилфорд Онслоу.
Единственное, что всех сбивало с толку, это возрастающие физические отличия: к июню 1867 года вес Томаса Кастро достиг 140 килограммов и в последующие годы он только увеличивался. В то время как вся семья Тичборн была худощавой.
Так или иначе, в 1871 году семья официально выдвинула обвинения в лжесвидетельстве против этого "претендента на Тичборна". Проведя кропотливое расследование, они предположили, что Томас Кастро - это Артур Ортон, сын мясника, родившийся 20 марта 1834 года в английском Уоппинге. В возрасте 18 лет он отправился плавать по морям и в 1950-х его занесло в Австралию.
В результате, этому делу было уделено столько внимания в газетах, что Томас Кастро приобрел статус знаменитости. Для многих людей перестало иметь значение, был ли он на самом деле Роджером Тичборном или нет, потому что история была просто возмутительно интересной.
Не проходило и дня, чтобы в прессе не появилось новой подробности или любопытной детали - ведь история обладала огромным потенциалом для всевозможных спекуляций и слухов. А Томас Кастро был только рад подогреть интерес к своей фигуре.
Его фотографии стали продаваться в магазинах, он стал часто появляться на роскошных обедах и приемах. Вокруг него стали кружить поклонники и поклонницы, от которых Томас получал письма и поддержку. С него даже была сделана восковая фигура для музея мадам Тюссо.
Так как существовало только две фотографии Роджера Тичборна, из-за этого было трудно понять наверняка, действительно ли семья Тичборн воссоединилась с Роджером или нет? В суде на стороне Томаса Кастро выступило примерно 100 человек, которые подтвердили, что он является Тичборном. В основном они говорили об определенных фактах, которые мог знать только настоящий Роджер.
Однако, ему так и не удалось убедить присяжных в том, что он является тем самым пропавшим без вести. Главным образом из-за своего произношения, ведь Томас почти не говорил по-французски, на котором настоящий Роджер говорил вполне сносно. Кроме того у него был другой акцент - не настолько австралийский, как у Тичборна. Ну а "контрольным выстрелом" стали показания бывшей возлюбленной Артура Ортона, которую он бросил, отправившись в море. Она уверенно сказала, что Томас Кастро - это и есть Артур Ортон.
Даже несмотря на неудачный ход дела, шикарный образ жизни Томаса оборвался только в 1874 году, когда он был признан виновным в лжесвидетельстве. За эти несколько лет он сумел занять в долг более 40 000 фунтов, заявляя, что отдаст деньги, когда получит наследство.
В итоге, он отсидел в тюрьме около десяти лет. Он мог бы остаться там и на более долгий срок. Единственная причина, по которой его приговор был смягчен, заключалась в том, что у Томаса Кастро и Роджера Тичборна были одинаковые физиологические особенности, что вызывало сомнения у присяжных.
В 1895 году Томас Кастро все таки признался, что был самозванцем, но позже опроверг эти утверждения. В любом случае, после освобождения он уже не имел такой популярности и последние годы провел в нищете. В 1898 году "Тичборн" умер, оставив после себя национальный скандал и тайну, которая, возможно, никогда не будет разгадана.
-
А вы верите, что Томас Кастро был Роджером Тичборном?