На днях в возрасте 83 лет ушёл из жизни российский драматург Рустам Ибрагимбеков, автор сценариев к фильмам "Утомлённое солнце" и "Белое солнце пустыни". Ушёл, так и не осуществив свою заветную мечту – снять сериал "Белое солнце пустыни" – о том, что было до и после событий, развернувшихся в культовой картине.
Мне повезло взять несколько интервью для разных изданий у этого талантливого человека с яркой творческой судьбой.
Познакомились мы на международном телекинофоруме "Вместе" в Ялте в 2008 году, где Рустам Ибрагимович был в составе жюри. В 2011м встречались в Доме кино в Москве. Я даже показала ему свой первый сценарий.
Может быть, вам, дорогие читатели, будет интересно, о чём мы говорили, так как мой собеседник - личность, безусловно, уникальная, из тех, кто навсегда войдёт в историю советского и российского кинематографа.
Рустам ИБРАГИМБЕКОВ – единственный в стране четырежды лауреат Госпремии СССР, обладатель Оскара за сценарий фильма «Утомленные солнцем».
В его послужном списке огромное множество кинохитов на все времена. Но главной и любимой картиной для него оставалось «Белое солнце пустыни». Мало кто знает, что космонавты, отправляющиеся на орбиту, вместе с обязательными экзаменами сдают тест на знание сюжета фильма. А Рустам Ибрагимович навсегда стал огромным авторитетом для всех космонавтов.
– Рустам Ибрагимович, объясните, пожалуйста, почему космонавты перед отправкой на орбиту смотрят именно «Белое солнце пустыни»? Фильм ведь не про космос!
– Космонавты очень любили этот фильм, даже кассету с собой на борт брали, а однажды не взяли, не посмотрели – и в полете случилась авария. Так возник предрассудок. Георгий Гречко рассказал мне ещё про один инцидент: однажды в космосе отключились все службы энергоснабжения, они лихорадочно пытались наладить. Как вдруг в темноте раздался голос: «Здорово, старики! – Давно тут сидим!» Космонавты подумали, что это – голос свыше. И даже на всякий случай придумали целый тест для космонавтов. В частности, есть там вопрос: какого размера бедро Катерины Матвеевны? Ответ – в пол-экрана. В фильме действительно есть такой крупный план.
– Как вы относитесь к тому, что стало модным снимать продолжения фильмов?
– Однажды директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов приехал в Америку, и Френсис Форд Коппола показал ему своего «Крестного отца» (картина вышла в прокат ровно 50 лет назад - авт.,). Сизов сказал: «Если бы у меня был такой фильм, я бы обязательно снял продолжение». В результате Коппола снял и продолжение, и приквел/начало. Мне кажется, что его затея удалась. Но такое получается редко.
- Правда, что вы собираетесь снимать продолжение "Белого солнца пустыни"? (вопрос, который я задала в 2008 году)
- Это будет не продолжение, а наоборот - предыстория (приквел). Название картины - "Белое солнце пустыни. Начало". Она расскажет о том, что с героями происходило до событий фильма "Белое солнце пустыни": о взаимоотношениях красноармейца Фёдора Сухова и Катерины Матвеевны, о том, как они встретились и полюбили друг друга, как он попал в Среднюю Азию. Зритель увидит, какими были отношения Абдуллы и его гарема. А закончится восьмисерийный фильм тем, что Сухов найдет в песках голову Саида. Картина "Белое солнце пустыни" популярна среди зрителей несколько поколений, и, уверен, им всем будет интересно подробнее узнать о полюбившихся героях. Но сериал не претендует на сравнение с фильмом. Это будет самостоятельное произведение со своими жанровыми и стилистическими особенностями.
- Но тем не менее молодой Сухов будет похож на актера Анатолия Кузнецова?
- Он не столько похож на Кузнецова, сколько соответствует представлениям о былинном сказочном русском народном герое. К сожалению, по понятным соображениям не удастся снять никого из актеров, игравших в фильме.
- Рустам Ибрагимович, когда мы общались пару лет назад, вы были увлечены подготовкой к съемкам приквела «Белого солнца пустыни» (о том, что случилось до того, как Сухов наткнулся в пустыне на голову Саида). Сняли? (вопрос от 2011 года)
– Нет, поменялись обстоятельства, и мы решили начать работу с сиквела, то есть продолжения истории. В этом году я подал от своей компании «Ибрус» заявку на конкурс в Министерство культуры, посмотрим, что получится.
– Продолжение вы успели написать вместе с соавтором Валентином Ежовым?
– Да, мы вместе написали и приквел, и сиквел ещё лет 10 назад. Затею собирались осуществить еще при Владимире Мотыле. Но не стало Ежова (в мае 2004 года – авт.,), мы с Мотылем разошлись во мнениях, я вообще-то был против и до сих пор не очень «за», поэтому это будет история сына Сухова.
– А Сухов к тому моменту умер?
– Нет, жив, слава богу. Надеюсь, его также сыграет Анатолий Кузнецов, правда, ему придется держаться в кадре бодрее, все же Сухов, вышедший после смерти Сталина из ГУЛАГа (его посадили в 37-м), значительно моложе календарного возраста Анатолия. (Анатолий Борисович ушёл из жизни в марте 2014 года в возрасте 83х лет, через три года после этого разговора).
Кахи Кавсадзе (Абдула) сильно болеет, но все-таки надеемся снять и его. (Кахи Давидовича не стало в апреле 2021 года).
К сожалению, придется похоронить Саида, так как невозможно никем заменить Спартака Мишулина. (Актёр умер в июле 2005 года)
Мы хотим показать простую историю: Сухов возвращается домой, узнает, что его незабвенная Катерина Матвеевна умерла. Его встречает сын, который рассказывает, что приезжал какой-то тип из Средней Азии, сказал, что он от Саида… и герой Кузнецова вновь отправляется в пески, теперь уже в поисках похищенной дочки.
- Кто режиссер нового сериала?
- Дал согласие один из самых ярких режиссеров бывшего СССР Юсуп Разыков. Вместе мы еще не работали, но он, как и я, человек, взращенный на русской культуре, и это нас сближает.
- И все же - что будет роднить сериал с тем "Белым солнцем пустыни" Мотыля?
- У нас будут те же персонажи: Абдулла, Саид, Джавгет, Катерина Матвеевна и другие. Как и в том фильме, герой будет побеждать не умением метко стрелять, а прежде всего смекалкой. Это будет история человека, который хочет мирной жизни и любви, а Родина и некие жесткие обстоятельства бросают его с одного фронта на другой и все время требуют отдать жизнь. Будем стараться, чтобы музыку снова написал замечательный композитор Исаак Шварц. (Исаак Иосифович умер в декабре 2009 года -авт.,)
– А что же стало с гаремом?!
– Когда мы публиковали сценарий, я написал постскриптум: «Сухов действительно встретил спасенный гарем – дружной бригадой цементщиц работали они на строительстве канала в степи». На хрена, спрашивается, их было освобождать?! Опытный Ежов опасался, что из-за этой приписки сценарий запретят. Но обошлось.
- Как вам удалось избежать соблазна написать сценарий для "Утомленных солнцем-2"?
- С Никитой Михалковым меня связывают десятилетия совместного творчества и дружеских отношений. С конца 90-х годов у нас возникло несовпадение во взглядах, связанных с нашей, его и моей, общественной деятельностью. Михалков возглавил Союз кинематографистов России, и интересы всех других союзов бывших стран СССР стали ему безразличны. В результате возникло серьезное противостояние между СК России и другими союзами.
Но я всегда умел разделять человеческие отношения и рабочие, поэтому по-прежнему остаюсь верен нашей дружбе. Вспоминаю, как один мой товарищ сказал другому: "Ты пытаешься со мной поссориться, но у тебя ничего не получится - я потратил на тебя 30 лет жизни, и я свои 30 лет никуда не выброшу".
Что касается моего неучастия в работе над сценарием "Утомленных солнцем-2", то для соавторства как минимум необходимо близкое чувство юмора - то, что кажется смешным тебе и твоему соавтору.
Второе необходимое условие - отсутствие жадности на придуманное: и Никита, и я легко отказывались от своих придумок, если они не нравились кому-то из нас.
Надеюсь, что нам удалось сохранить эти качества, но, к моему величайшему сожалению, придуманные нами главные герои "Утомленных солнцем" погибли по нашей воле. Никита считает, что это обстоятельство можно преодолеть и оживить их в продолжении фильма. Я с этим не согласился.
- Сегодня действительно дефицит хороших сценариев?
- Качество сценариев и пригодность их к производству определяют современные продюсеры. Они добывают деньги, и им нужны сценарии, которые могут сразу вернуть все их затраты.
К примеру, я имею отношение к картине "Александр Невский" как художественный руководитель и продюсер. Этот фильм с удовольствием взяли и прокатчики, и руководство телеканалов, его выпустили ДВД, его купили 25 стран, и связано это с тем, что качество фильма гарантирует интерес большой зрительской аудитории. Ну а что делать, когда хочешь создать картину, не претендующую на широкий успех и кассовые сборы, но потенциально обладающую высокими художественными качествами? В этих случаях даже самый замечательный сценарий наших сегодняшних продюсеров не интересует.
Автор Катерина Мигулина
СПРАВКА
Рустам Ибрагимбеков родился в Баку 5 февраля 1939 года. Окончил Высшие курсы сценаристов и Высшие режиссерские курсы. В общей сложности Ибрагимбеков написал более 50 сценариев. Фильм "Белое солнце пустыни" (1969) стал культовой картиной. Именно по сценарию Ибрагимбекова Никита Михалков снял свой дебютный фильм "Спокойный день в конце войны" (1970). Затем последовали: "Урга, территория любви" (1991, "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля, премия "Феликс", Госпремия РФ), "Утомленные солнцем" (1994, высшая награда Каннского кинофестиваля, премия "Оскар", Госпремия РФ) и "Сибирский цирюльник" (1998). С 1989 года занимался продюсерской деятельностью: "Такси-блюз" (1989), "Дюба-Дюба" (1990), "Увидеть Париж и умереть", "Кочевник" (2004). В 1999 году Ибрагимбеков был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, а в 2000-м получил одну из высших наград Франции, став командором Ордена искусств и литературы.
Если вы хотите узнать историю легендарного Сухова в полном объёме, можно почитать книгу "Белое солнце пустыни", опубликованную издательством "Вагриус". Её написали Рустам Ибрагимбеков с Валентином Ежовым. По этому роману был создан сценарий сериала, который, видимо, уже никогда не увидит свет.
Текст состоит из интервью, опубликованных в газетах: "Труд" и "Аргументы недели".
А как вы считаете, стоит ли превращать книгу "Белое солнце пустыни" в сериал?
Читайте также:
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики
Мои интервью с известными людьми читайте - в разделе №15, о кино - в разделе - №19