Найти тему
Cup of Coffee

Говард Филлипс Лавкрафт — отец хорроров

Без лишних слов предлагаем вам поговорить об одном из самых колоритных писателей жанра ужасы - Говарде Филлипсе Лавкрафте.

ВНИМАНИЕ! Обложка является отсылкой и данью уважения и не имеет никакого отношения к редакции Neoclassic или издательству АСТ.

-2

«Пнглуи Мглунавх Ктулху Р'лайх Угахнагл Фхтагн!!!», c этими слова известны каждому фанату творчества Говарда Лавкрафта, более того, краткую версию: «Ктулху Фхтагн!!!», — могли слышать даже те, кто никогда о нем не слышали. Это эссе поведает, как о самом Лавкрафте, так и о том, как его творчество отразилось на мировой культуре.

-3

Общая информация

-4

Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель и журналист, работавший в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики, совмещая их в оригинальном стиле.

При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью и публиковались в дешёвых бульварных журналах, однако после его смерти они оказали колоссальное влияние на формирование современной литературы ужасов и, шире, мировую массовую культуру.

Ядро творчества Лавкрафта составляют мифы Ктулху — произведения, объединённые своеобразной общей мифологией. А само творчество настолько самобытно, что выделяется в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.

А теперь подробней

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в семейном доме, расположенном в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Когда Лавкрафту было три года, его отец перенес нервный срыв и был доставлен обратно в больницу Батлера, где оставался в течение пяти лет, вплоть до своей смерти в июле 1898 года, точная причина смерти не была установлена, но вероятнее всего она была связанна с парезом.

После смерти отца Лавкрафта воспитание мальчика полностью легло на плечи его матери, двум его тетям и деду – известному промышленнику Уипплу Ван Бурену Филлипсу. Лавкрафт был не по годам развитым юношей: в два года он уже читал, так одним из первых источников вдохновения Говарда были «Арабские ночи», которые он прочитал к пяти годам. Именно в это время он придумал псевдоним «Абдул Альхазред», который позже стал известен как автор мифического Некрономикона. Однако вскоре на смену интересу к арабской культуре пришло увлечение греческой мифологией, почерпнутой из «Эпохи басен, или рассказы о богах и героях» за авторством Булфинча и детских версий «Илиады» и «Одиссеи» (Как и в случае с увлечением арабской культурой это нашло отражение в его творчестве, ведь пантеон мифов Ктулху имеет схожие черты с пантеоном греческих богов).

Самым ранним из сохранившихся литературных произведений за его авторством была «Поэма Улисса», написанная в 1897 году и представляет собой пересказ работы, написанной в 1896 году которая не сохранилась (Лавкрафт сам уничтожил множество своих ранних работ.), однако известно что она называлась «Благородный подслушивающий» и представляла из себя сказку в готическом стиле.

В детстве Лавкрафт страдал от частых болезней, многие из которых были явно психологическими. Он часто пропускал школу, что, впрочем, компенсировалось так как Лавкрафт впитывал много информации посредством самостоятельного чтения. Примерно в восемь лет он открыл для себя науку, сначала химию, затем астрономию. В период с 1899 до 1907 он начал выпускать журналы, The Scientific Gazette и The Rhode Island Journal of Astronomy, которые распространял среди своих друзей. Когда он поступил в среднюю школу, он нашел близкими по духу как своих учителей, так и сверстников, с которыми у него сложились длительные дружеские отношения. Первое появление Лавкрафта в печати произошло в 1906 году, когда он написал письмо по астрономическому вопросу в Providence Sunday Journal. Вскоре после этого он начал вести ежемесячную колонку по астрономии для сельской газеты Pawtuxet Valley Gleaner. Позже он написал колонки для Providence Tribune и Providence Evening News, а также в The Asheville Gazette-News.

В 1904 году дед Говарда умер и из-за последующего неправильного управления его имуществом и делами в семье Лавкрафта начались серьезные финансовые трудности. Лавкрафт и его мать были вынуждены переехать из своего роскошного просторного дома в тесную квартиру. Лавкрафт был опустошен тем, что был вынужден покинуть родной дом и, возможно, подумывал о самоубийстве. Говард еще сильнее углубился в учебу, которая прогнала эти мысли, однако в 1908 году, незадолго до окончания средней школы, у него случился нервный срыв, который вынудил его бросить школу без диплома. За это обстоятельство и его последующий отказ поступить в университет Брауна, по словам Лавкрафта, ему было стыдно (Быть может мы потеряли великого ученого). С 1908 по 1913 год Лавкрафт вел образ жизни отшельника, занимаясь в основном астрономическими наблюдениями и написанием стихов. В течение всего этого периода Лавкрафт был в крайне близких отношения со своей матерью, которая все еще страдала от травмы, вызванной болезнью и смертью мужа, и у которой развились патологические отношения со своим сыном.

Лавкрафт вышел из отшельничества очень своеобразным образом: при прочтении одного из ранних выпусков журнала The Argosy, он был возмущен безвкусными, по его мнению, любовными историями за авторством некоего Фреда Джексона, возмущен настолько, что написал письмо в стихах, в котором критиковал Джексона. Это письмо было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста со стороны защитников Джексона. Лавкрафт участвовал в горячих спорах в колонке писем The Argosy и связанных с ним журналов, ответы Лавкрафта почти всегда были в шумных героических куплетах, напоминающих Драйдена и Поупа. Это было отмечено Эдвардом Ф. Даасом – президентом Объединенной ассоциации любительской прессы (UAPA). Даас пригласил Лавкрафта присоединиться к UAPA, последний принял его в начале 1914 года. С 1915–1923 Лавкрафт опубликовал тринадцать выпусков своей собственной газеты The Conservative, а также много писал стихи и эссе для других журналов. Позже Лавкрафт стал президентом и официальным редактором UAPA, а также некоторое время был президентом конкурирующей Национальной ассоциации любительской прессы (NAPA). Весь этот опыт спас Лавкрафта от непродуктивной жизни затворника. Как он сам однажды сказал:

В 1914 году, когда ко мне впервые была протянута добрая рука, я был настолько близок к состоянию растения, насколько это возможно для любого животного... С появлением Объединения я был возрожден, вернулось ощущение существования, лишенного лишнего груза, я нашел сферу, в которой я мог чувствовать, что мои усилия не были напрасными
Скан первой публикации "Дагона"  в журнале The Vagrant #11 от 1919.
Скан первой публикации "Дагона" в журнале The Vagrant #11 от 1919.

Именно в мире авторов-любителей Лавкрафт возобновил сочинение художественной литературы, которое прекратилось в 1908 году. Уильям Пол Кук, а также ряд других писателей, разглядели перспективы в его ранних работах, таких как «Зверь в пещере» 1905 года и «Алхимик» 1908, и призвали Лавкрафта снова взяться за перо. Лавкрафт прислушался к ним и написал два рассказа: «Склеп» и всем известный «Дагон», который можно считать началом тех самых Мифов Ктулху. После этого Лавкрафт писал регулярно, хотя и необъемный поток художественной литературы, по крайней мере, до 1922 года поэзия и эссе занимали доминирующее место в его деятельности. Лавкрафт постоянно переписывался с друзьями и коллегами, и в конечном итоге он стал одним из величайших и плодовитых писателей века.

У матери Лавкрафта тем временем ухудшалось психическое и физическое состояние и в 1919 году она перенесла нервный срыв и была госпитализирована в больницу Батлера, откуда, как и ее муж, больше никогда не выйдет. Так 24 мая 1921 года в результате неудачной операции на желчном пузыре она умерла. Лавкрафт был потрясен потерей, но за несколько недель он - пришел в себя достаточно, чтобы посетить съезд любительской журналистики в Бостоне 4 июля 1921 года, что стало одним из важнейших событий в его жизни, именно тогда он впервые встретил женщину, которая стала его женой. Соня Хафт Грин – русская еврейка на семь лет старше Лавкрафта, но эти двое казались очень близкими по духу и новость об их свадьбе 3 марта 1924 года не стала полной неожиданностью для их друзей, но была для тетушек Лавкрафта, которые были постфактум уведомлены письмом. Лавкрафт переехал в квартиру Сони в Бруклине, и первоначальные перспективы для пары казались хорошими: Лавкрафт стал профессиональным писателем, несколько рассказов которого приняли в знаменитый журнал Weird Tales, а у Сони был успешный магазин в Нью-Йорке.

Но проблемы обрушились на пару почти сразу: магазин головных уборов обанкротился, Лавкрафт отказался от должности редактора так как это потребовало бы переезда в Чикаго, а здоровье Сони пошатнулось. Лавкрафт пытался найти работу, но немногие были готовы нанять 34-летнего мужчину без опыта работы. В 1925 году Соня поехала на поиски работы в Кливленд, а Лавкрафт переехал в однокомнатную квартиру рядом с захудалым районом Бруклина под названием Ред-Хук.

Хотя у Лавкрафта было много друзей в Нью-Йорке он все больше впадал в депрессию из-за своей изоляции и массы «иностранцев» в городе. Его художественная литература перешла от ностальгической к мрачной и человеконенавистнической. Наконец, в начале 1926 года Лавкрафт планировал вернуться в Провиденс, по которому он сильно скучал. Но какова была роль Сони в этих планах? Похоже сам Лавкрафт этого не знал. Хотя он продолжал выражать свою привязанность к ней, он согласился, когда его тети запретили ей приехать в Провиденс, чтобы начать бизнес.

Когда Лавкрафт вернулся в Провиденс ему не суждено было вновь похоронить свой талант, как он это сделал в период 1908–1913 годов, наоборот, последние десять лет его жизни были временем его расцвета как писателя. Его жизнь была относительно спокойной – он много путешествовал по разным историческим местам восточного побережья, написал свои величайшие художественные произведения, от «Зова Ктулху» (1926) до «Хребтов безумия», а переписка стала еще более обширной. Он помог многим молодым писателям (Август Дерлет, Дональд Вандрей, Роберт Блох, Фриц Лейбер), стал интересоваться политическими и экономическими проблемами, продолжал получать различные знания по философии, литературы и истории.

Однако последние годы его жизни были наполнены невзгодами. В 1932 году его тетя, миссис Кларк, умерла. Его более поздние рассказы, которые становились все более длинными и сложными, из-за чего начались трудности с продажами, и он был вынужден поддерживать себя в основном за счет «ревизий», коротких рассказов, стихов и научно-популярной литературы. В 1936 году самоубийство Роберта Э. Говарда, одного из его ближайших корреспондентов, оставило его в замешательстве и печали. К этому времени болезнь, которая должна была стать причиной его собственной смерти - рак кишечника – уже зашла настолько далеко, что мало что можно было сделать для ее лечения. Лавкрафт продолжал испытывать нарастающую боль, пока, 10 марта 1937 года не попал в больницу, где он скончался пять дней спустя.

Обложка того самого издания
Обложка того самого издания

Лавкрафт предвидел вероятное забвение своих работ: при его жизни никогда не было опубликовано полноценной книги, кроме, дешёвого издания «Тени над Иннсмутом» в 1936 году, и его рассказы, очерки и стихи были разбросаны по ошеломляющему количеству журналов. Но дружба, которую он завязал по переписке, сослужила ему хорошую службу: Август Дерлет и Дональд Вандрей были полны решимости сохранить рассказы Лавкрафта в виде книги в твердом переплете и основали издательскую фирму Arkham House первоначально для публикации работы Лавкрафта; они выпустили сборник рассказов The Outsider and Others в 1939 году. В конечном итоге работа Лавкрафта стала доступна в мягкой обложке и была переведена на дюжину языков. Сегодня, широко доступны его рассказы эссе, стихи и письма, и многие ученые исследовали глубину и сложность его работ и мыслей.

Если вы желаете более подробно ознакомится с биографией Лавкрафта, то можете перейти по ссылке дабы ознакомится со статьями, которые легли в основу этого текста. Более того, там вы найдете ссылки на довольно большую коллекцию фотографий, список его семейных и личных связей и даже разбор ряда известных мифов, связанных с ним.

-7
-8
  1. Неописуемость и невыразимость

Описание существ, в произведениях Лавкрафта чаще всего абстрактные и расплывчатые, вы часто можете приметить такие слова как: «неописуемый», «ужасный», «отвратный», но точное описание приводиться крайне редко. Пример описания одного из Божеств «Мифов Ктулху» — Дагона:

Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.
© Г.Ф. Лавкрафт, «Дагон»

Причина отсутствия четких описаний кроется в следующей особенности.

2. Психологизм и ужас неизведанного

Лавкрафт использует фантазию человека против него, позволяя дорисовать недостающие фрагменты самому, у каждого человека свои страхи и при вышеуказанных словах: «неописуемый», «ужасный», «отвратный», каждый читатель представляет то, что является таковым именно для него, что чаще всего пугает больше, нежели привычные всем вампиры, зомби и оборотни.

Сам Лавкрафт по этому поводу сказал:

Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные.
© Г. Ф. Лавкрафт

3. Атмосферность и саспенс

Две предыдущие особенности приводят к тому, что читатель постоянно находиться в напряжении, он вместе с героем переживает все события, погружаясь в мир произведения, он читает расплывчатые описания существ столь ужасных, что человеческий разум не способен их воспринимать и недосказанность, вызванная этим описанием пугает еще больше.

4. Хеппи-энда не будет

Чаще всего в произведениях Лавкрафта для его героев есть два исхода: сумасшествие или смерть, и тяжело сказать, какой из них лучше.

-9

Однако, наиболее важным обстоятельством, которое необходимо учитывать, когда речь заходит о Говарде Филлипсе Лавкрафте – это не его работы, а то как он через них повлиял на мировую культуру. Как было сказано выше Лавкрафт породил новый поджанр, а также огромное количество подражателей в числе которых: Август Дерлет и Стивен Кинг. Помимо этого его произведения неоднократно подвергались экранизации, а по мотивам его вселенной было созданы игры, как компьютерные, так и настольные, и музыкальные произведения.

Ну и конечно же Лавкрафт оставил нам много узнаваемых образов: Некрономикон, Ктулху, Дагон, Азатот, Глубоководные, Хастур и многие другие.

Говард Филлипс Лавкрафт,несомненно, один из величайших писателей жанра хоррор. Благодаря ему ценители ужасов проводили многочисленные ночи в страхе перед неизвестным, а киноиндустрия обрела новые отрасли в этом жанре. Можно долго рассказывать про особенности творчества Лавкрафта, о его обширном бестиарии и пантеоне Внешних Богов, о том, какой ужас и отчаянье испытывали его персонажи... но пожалуй мы предоставим вам удовольствие узнать это лично.

P.S.

На случай если после этого эссе вы решите прочитать его произведения знайте, что в отличии от многих других циклов, нет особой разницы в каком порядке читать произведения, они не являются прямыми продолжениями друг друга, но на просторах интернета мы нашли перечень всех произведений входящих в «Мифы Ктулху» и оставим ее здесь для всех желающих.

-10