В начале декабря минувшего года ленты новостей опубликовали сообщение, что власти Бельгии постановили снести мемориал Латышскому легиону СС, установленный при активном участии Музея оккупации в Риге в 2018 году в бельгийском городе Зедельгем, где после окончания Второй мировой войны находился британский лагерь для военнопленных нацистов, в котором, в том числе содержались 12 тысяч латышских военнослужащих, служивших в эсэсовских частях. Здесь были и те, кто осуществляли жесточайшие карательные операции в Псковскую область и Беларусь, когда эти территории были оккупированы фашистами.
Об авторах беспричинного зверства
Среди военнопленных эсесовцев в Зедельгеме были и настоящие нацистские звери, например, штандартенфюрер СС Арвид Крипенс, который отвечал за вербовку латышей в полицейские батальоны. Напомним, что в период 1941–1944 годов в Эстонии и Латвии были сформированы легионы СС общей численностью: 5300 человек - в Эстонии, и 17900 человек - в Латвии. Кроме этого были созданы 45 латышских и порядка 40 эстонских полицейских боевых формирований общей численностью до 180 тысяч человек, а также отряды до 20 тысяч человек, вошедшие во вспомогательные службы вермахта. Например, 273-й и 276-й полицейские schuma-батальоны, численностью до 500 человек в каждом были сформированы в Абренском уезде (ныне Пыталовский район Псковской области, - ред.).
В период всего 1942 года эти части вместе с немецкими формированиями принимали участие в различных операциях против партизан и местных жителей, проводившихся фашистами в Белоруссии и на юге Псковщины. В результате только одной карательной акции «Зимнее волшебство» были убито и сожжено заживо до 15 тысяч человек, другие жители были отправлены в лагеря и угнаны в Германию. 12 сожжённых деревень и до 7 тысяч погибших человек - это результат ещё одной операции - «Генрих», которая проводилась немецкими карательными отрядами и 11 латышскими schuma-батальонами осенью 1943 года в Россонско-Освейском районе (Себеж - Пустошка - Невель - Полоцк - Дрисса - Освея). Созданные в 1943 году латышские полицейские полки (№1, №2, №3) участвовали в нескольких боевых операциях под Островом и Невелем. В районе Идрицы, Себежа и Невеля карательные акции осуществлял 1-й полицейский полк «Рига», состоявший из 277-го, 278-го, 312-го и 282-го полицейских батальонов общей численностью до 2300 человек. А в 1944 году 2-й и 3-й латышские полицейские полки, состоявшие из 8 schuma-батальонов, были введены в специальную карательную группу под командованием обергруппенфюрера СС Ф. Еккельна.
Жестокий и кровавый террор против мирного населения поражал не только свидетелей тех событий, но и видавших многое советских следователей, которые в послевоенные годы расследовали преступления нацистов. Даже солдаты и офицеры РОА (Русской освободительной армии генерала Власова) с ужасом писали об увиденном в Белоруссии и на Псковщине: «Когда немецкие части… ушли, им на смену пришли части латвийского СС. И сразу же начался страшный беспричинный террор. Жители были вынуждены по ночам разбегаться по лесам и скрываться в них, как дикие звери… Латышские эсэсовцы говорили, показывая на сотни трупов: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских»… Пережившие это страшное время крестьяне Псковщины рассказывали, что немцы перед своим уходом предупреждали их о том, что следует спасаться и уходить из деревень, поскольку «скоро придут эстонцы или латыши и сожгут всех». Все эти исторические факты, становившиеся частью обвинительных приговоров для карателей на судах, которые проходили в 50-60-е годы в Советском Союзе, тщательно зафиксированы в документах, опубликованы в сборниках и исторических книгах.
Общество оказалось против
Естественно, что далеко не все в Бельгии обрадовались памятнику нацистам. Многие бельгийцы не поверили доводам инициаторов установки мемориала, что латышей насильно отправляли в национальные легионы СС, не оставляя никакого выбора. Местное население в городе Зедельгеме возмутилось, их поддержало международное сообщество, начавшее громко протестовать против установки памятника нацистам в центре Европы. Власти муниципалитета и страны были реально напуганы усиливающимся скандалом.
Три года шли дебаты, инициаторы установки мемориала и латвийские политики продолжали попытки убедить бельгийцев, что этот монумент поставлен только ради исторической памяти. Но этим аргументам так и не поверили. В результате появилась международная комиссия из 15 историков, в которой было и трое представителей Латвии. Целью комиссии было определить: героизирует ли нацизм монумент в Зедельгеме, и решить его дальнейшую судьбу, а также дать экспертное мнение по развитию бывшего участка лагеря для военнопленных Флоетхемвельд, в Зедельгеме. И вердикт экспертной комиссии, поддержанный международным сообществом, был однозначным – мемориал героизирует нацизм.
Чем закончилась история в бельгийском городе Зедельгем, читайте у нас на страницах. Заходите, будем рады видеть
Читайте также:
В посёлке Идрица памятный знак будет напоминать о жертвах фашизма
Эта фотография становится символом антифашизма в Европе
В Эстонии вспоминают Героя СССР Арнольда Мери
А также много другой информации из Псковской области, из других точек на северо-западе и иных мест на Земле вы можете найти на наших страницах. Мы ценим особый взгляд и мнения. Думающий, да обрящет...
«Прессапарте»/Pressaparte.ru