Найти тему

Как проходят занятия логопеда с неговорящими детьми

Оглавление

Запустить речь у ребёнка, который не говорит — задача, с которой под силу справиться только очень опытному и компетентному логопеду. Рассказываем, из каких этапов состоят занятия логопеда с неговорящими детьми.

Этап №1: Проводим диагностику речи.

Запуск речи всегда начинается с речевой диагностики. Цель речевой диагностики — выявить, действительно ли малыш нуждается в занятиях с логопедом. Это связано с тем, что многие родители хотят, чтобы их ребёнок заговорил как можно раньше и игнорируют речевые нормы для детей разного возраста.

Вы можете записать ребёнка на бесплатную диагностику речи по этой ссылке.

До этого можете ознакомиться с речевыми нормами для детей разного возраста. Заметили какую-либо из перечисленных ниже ситуаций? Рекомендуем записать малыша на занятия логопеда с неговорящими детьми как можно быстрее.

-2

Годовалый малыш не гулит, не лепечет, не повторяет слоги или делает это очень редко. Либо лепечет однотипно и не пытается выговорить слова.

В полтора года у малыша не сформировалась интонационно-ритмическая организация речи.

Ребёнок двух-трех лет не понимает, когда к нему обращаются, даже если обращение состоит из простых и коротких слов.

Малыш в возрасте полутора-двух с половиной лет почти не говорит самые простые слова, например, «баба», «мама», «киса», «пить», «дай», но зато много и охотно разговаривает на своём никому не понятном языке.

Малыш полутора-трёх лет всё понимает, но не говорит — выражает желания через жестикуляцию или очень малое количество слов.

Помните, чем раньше начнутся занятия логопеда с неговорящими ребятами, тем лучших результатов получится достичь.

Этап №2: Развиваем речевое подражание и вовлекаем в занятия.

Первые занятия логопеда с неговорящими детьми нацелены на установку контакта. Специалист не заставляет ребёнка говорить, а использует игры, чтобы заинтересовать малыша и вовлечь его в занятие.

-3

Затем логопед постепенно всё больше вовлекает неговорящего ребёнка в занятия через:

  • элементарные просьбы (покажи ушко, найди красную ручку),
  • создание эмоциональных ситуаций (прятки, изучение семейных фото),
  • обращения к ориентировочному рефлексу (что там такое?).

Задача этого этапа — вызвать эмоциональный отклик у ребёнка и сформировать желание подражать речи взрослого.

Этап №3: Развиваем речевой слух и понимание речи.

Дальнейшие занятия логопеда с неговорящими малышами направлены на развитие речевого слуха ребёнка и его умения понимать чужую речь. На этом этапе используются следующие логопедические техники:

  • пальчиковая гимнастика — активизирует речевые центры в головном мозге,
  • артикуляционные упражнения — помогают ребёнку овладеть речевым аппаратом,
  • дыхательная гимнастика — помогает малышу научиться правильно выговаривать звуки.

Постепенно ребёнок учится передавать простейшие ритмы, у него развивается сенсорная база (понятие цвета, размера, количества и формы), продолжается развитие слухового, зрительного внимания. Пришло время помочь малышу сформировать и расширить пассивный словарный запас по разным тематикам (еда, мебель, улица и так далее).

-4

Этап №4: Переходим к активной речи.

На этом этапе логопед сначала помогает ребёнку начать использовать отдельные слова и нераспространённые предложения. Постепенно задачи усложняются, и малыш всё увереннее согласовывает слова внутри предложений, различает повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, связывает предложения друг с другом.

Для этого логопед использует разные приёмы:

  • ответы на вопросы по картинкам,
  • беседа по вопросам,
  • формирование новых слов по образцу,
  • соотношение признаков и предметов и так далее.

Занятия логопеда с неговорящими детьми — длительный и сложный путь. Более того, это командная работа, в которой невозможно достичь успеха без активного участия родителей. Но целеустремленность и последовательность, настойчивость и регулярные занятия помогут преодолеть любые сложности и запустить речь у малыша.

-5