Запустить речь у ребёнка, который не говорит — задача, с которой под силу справиться только очень опытному и компетентному логопеду. Рассказываем, из каких этапов состоят занятия логопеда с неговорящими детьми.
Этап №1: Проводим диагностику речи.
Запуск речи всегда начинается с речевой диагностики. Цель речевой диагностики — выявить, действительно ли малыш нуждается в занятиях с логопедом. Это связано с тем, что многие родители хотят, чтобы их ребёнок заговорил как можно раньше и игнорируют речевые нормы для детей разного возраста.
Вы можете записать ребёнка на бесплатную диагностику речи по этой ссылке.
До этого можете ознакомиться с речевыми нормами для детей разного возраста. Заметили какую-либо из перечисленных ниже ситуаций? Рекомендуем записать малыша на занятия логопеда с неговорящими детьми как можно быстрее.
Годовалый малыш не гулит, не лепечет, не повторяет слоги или делает это очень редко. Либо лепечет однотипно и не пытается выговорить слова.
В полтора года у малыша не сформировалась интонационно-ритмическая организация речи.
Ребёнок двух-трех лет не понимает, когда к нему обращаются, даже если обращение состоит из простых и коротких слов.
Малыш в возрасте полутора-двух с половиной лет почти не говорит самые простые слова, например, «баба», «мама», «киса», «пить», «дай», но зато много и охотно разговаривает на своём никому не понятном языке.
Малыш полутора-трёх лет всё понимает, но не говорит — выражает желания через жестикуляцию или очень малое количество слов.
Помните, чем раньше начнутся занятия логопеда с неговорящими ребятами, тем лучших результатов получится достичь.
Этап №2: Развиваем речевое подражание и вовлекаем в занятия.
Первые занятия логопеда с неговорящими детьми нацелены на установку контакта. Специалист не заставляет ребёнка говорить, а использует игры, чтобы заинтересовать малыша и вовлечь его в занятие.
Затем логопед постепенно всё больше вовлекает неговорящего ребёнка в занятия через:
- элементарные просьбы (покажи ушко, найди красную ручку),
- создание эмоциональных ситуаций (прятки, изучение семейных фото),
- обращения к ориентировочному рефлексу (что там такое?).
Задача этого этапа — вызвать эмоциональный отклик у ребёнка и сформировать желание подражать речи взрослого.
Этап №3: Развиваем речевой слух и понимание речи.
Дальнейшие занятия логопеда с неговорящими малышами направлены на развитие речевого слуха ребёнка и его умения понимать чужую речь. На этом этапе используются следующие логопедические техники:
- пальчиковая гимнастика — активизирует речевые центры в головном мозге,
- артикуляционные упражнения — помогают ребёнку овладеть речевым аппаратом,
- дыхательная гимнастика — помогает малышу научиться правильно выговаривать звуки.
Постепенно ребёнок учится передавать простейшие ритмы, у него развивается сенсорная база (понятие цвета, размера, количества и формы), продолжается развитие слухового, зрительного внимания. Пришло время помочь малышу сформировать и расширить пассивный словарный запас по разным тематикам (еда, мебель, улица и так далее).
Этап №4: Переходим к активной речи.
На этом этапе логопед сначала помогает ребёнку начать использовать отдельные слова и нераспространённые предложения. Постепенно задачи усложняются, и малыш всё увереннее согласовывает слова внутри предложений, различает повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, связывает предложения друг с другом.
Для этого логопед использует разные приёмы:
- ответы на вопросы по картинкам,
- беседа по вопросам,
- формирование новых слов по образцу,
- соотношение признаков и предметов и так далее.
Занятия логопеда с неговорящими детьми — длительный и сложный путь. Более того, это командная работа, в которой невозможно достичь успеха без активного участия родителей. Но целеустремленность и последовательность, настойчивость и регулярные занятия помогут преодолеть любые сложности и запустить речь у малыша.