“Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому” (Евр. 8:6, 7).
Если новый завет — это всего лишь перефразирование старого, тогда зачем было Богу давать его? Будь он таким же, как первый, в нем не было бы нужды. Старый завет выполнил свое назначение, и поэтому Бог дал новый и другой завет.
Старый завет с его правилами и уставами имеет некоторое сходство с новым, но в нем есть также важные отличия, касающиеся цели, подхода и — что самое очевидное — требований к прощению грехов. Кроме этих отличий, между двумя заветами существует множество других, причем некоторые из них сравнимы как прообразы и их фактическая реализация.
ТЕРМИНЫ “ЗАКОН” И “ЗАВЕТ”
В Новом Завете термин “закон” относится ко всем и каждому повелению, которые Бог дал через Моисея народу израильскому. Эти повеления включают в себя все, что составляет завет, — не только десять заповедей, но также все указания, которые именуются по-разному: “уставы”, “суды”, “заповеди”, “повеления”, “определения”, “откровения”, “законы” и пр.
В Нагорной проповеди Иисус говорил о законе (Мф. 5:17). Затем Он процитировал две заповеди из десятисловия: “не убивай” и “не прелюбодействуй” (Мф. 5:21, 27). Еще Он упомянул “разводную” (свидетельство о разводе), “клятвы” и исполнение клятв, а также заповеди “око за око и зуб за зуб” и “люби ближнего твоего” (Мф. 5:31, 33, 38, 43). Кстати, самой великой и главной заповеди закона, “возлюби Господа, Бога твоего” (Мф. 22:37, 38), в десятисловии нет. Иисус сказал, что закон позволял священникам нарушать субботу (Мф. 12:5) — очевидно, когда они по субботам приносили в жертву животных (Чис. 28:9, 10). Павел, цитируя закон (“Не пожелай”; Рим. 7:7), наверняка имел в виду десять заповедей. Он написал, что любовь “исполняет закон”, а затем показал, что он подразумевает под “законом”, процитировав четыре заповеди из десяти (Рим. 13:8, 9). Иаков также отмечал, что под “законом” он подразумевает десять заповедей (Иак. 2:10, 11). Иисус и эти вдохновенные авторы не делали различий между заповедями Ветхого Завета, всякую считая частью закона.
Ни Ветхий, ни Новый Заветы не разграничивают “закон Моисеев” и “закон Господень”. Эти термины используются взаимозаменяемо (Лк. 2:22-24). Закон нужно считать Божьим законом, потому что он от Бога, а не от Моисея. То, что написано в “книге закона Моисеева”, равнозначно тому, что “заповедал Господь” (4 Цар. 14:6). Поэтому Соломон мог сказать: “Храни завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом” (3 Цар. 2:3; см. также 2 Пар. 33:8). Эти правила содержались в “книге закона Господнего, данной рукой Моисея” (2 Пар. 34:14). “Книга закона” (4 Цар. 22:11) также называется “книгой завета” (4 Цар. 23:2).
Ездра был “сведущим в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев” (Езд. 7:6). Царь велел, “чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю”. Позже говорится, что они “читали из книги, из закона Божия” (Неем. 8:1, 8; см. также ст. 14, 18; 10:29, 34). Из этих стихов со всей очевидностью явствует, что закон Моисея и закон Бога — одно и то же.
Когда в Новом Завете говорится о “первом”, или “ветхом” (старом), завете, в это понятие всегда включается и десять заповедей. “Книга закона Моисеева”, “книга закона Божия” и “книга завета” - это не три разные книги. Точно также “закон Моисеев” и “закон Божий” - не два разных закона, а один и тот же закон. Закон содержал в себе все, что Бог заповедал Моисею, включая и десятисловие и весь остальной закон, который Бог передал через Моисея. Учитывая все это, можно провести сравнение старого и нового заветов, хотя слово “завет” может и не употребляться во всех случаях.
Сравнение заветов выявляет их коренное отличие друг от друга. Первый завет, который был между Богом и народом израильским, заключался при посредничестве Моисея. Это соглашение предусматривало благословение тех, кто был запечатлен обрезанием и исполнял завет. Второй завет, посредником которого был Иисус, касается всех людей всех национальностей. Чтобы воспользоваться благами этого завета, мы должны родиться от Бога, быть запечатленными Святым Духом и жить обновленной жизнью.
Сопоставляя два завета, автор Послания к евреям так сказал о завете, посредником которого был Иисус: “Но сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях” (Евр. 8:6).
ЛУЧШИЙ ЗАВЕТ
Первый завет регулировал действия, которые общество могло судить (Лев. 19:15) и наказывать (Чис. 15:30, 31). Его заповеди были даны народу, чтобы люди могли понимать, как поступать по отношению к Богу и к другим. Второй завет регулирует те сердечные помыслы, которые влияют на наши действия в наших отношениях с Богом и с другими людьми. По этому завету, суд (Мф. 7:1) и наказание принадлежат Богу (Рим. 12:19; 2 Фес. 1:7, 8), ибо только Он может знать сердце (1 Цар. 16:7).
Первый завет был слаб в отношении того, что он мог сделать и чего не мог сделать для грешного человека. Второй силой Иисуса может сделать все необходимое. “Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти” (Рим. 8:3).
ЛУЧШАЯ ЦЕЛЬ
Так что же, Бог дал несовершенный закон? (см. Евр. 8:7). С Божьей точки зрения, он был идеальным для той цели, которую Он преследовал. Посредством закона Бог дал стандарт, образец, который показывал человеку, что такое грех (см. Рим. 7:7) и что является греховным (Рим. 7:13). “Ибо законом познается грех” (Рим. 3:20). Так Бог открыл, что грех противоречит Его природе (Рим. 3:23), что он нарушает Его волю (Рим. 4:15) и что он крайне грешен (Рим. 7:13). Закон был дан в качестве идеала, чтобы удерживать человека от греха. “Он дан после по причине преступлений” (Гал. 3:19). Закон всех держал в плену греха (Гал. 3:22) до тех пор, пока запланированный Божий Спаситель не освободит человечество от такого осуждения.
Закон был дан, чтобы опекать нас, подобно опекуну, или “детоводителю” (Гал. 3:23, 24), до прихода семени, Иисуса (Гал. 3:19). Теперь же, когда пришел Иисус, закон отслужил свое. Мы больше не во власти наставника, опекуна (Гал. 3:25).
В каком-то смысле закон был не без недостатка (Евр. 8:7), ибо он не мог сделать грешного человека совершенным (Евр. 7:19).
Будучи стандартом, закон требовал полного повиновения без малейшего его нарушения (Гал. 3:10; Иак. 2:10). Этот стандарт открыл нам, что в своей жизни мы не можем не совершать греховных ошибок. Вот так он исполнил свое предназначение наставника (Гал. 3:25), показав нам, что мы грешники и нуждаемся в Спасителе.
Цель закона можно пояснить с помощью следующей истории. Однажды летом человек, живший в Сочи, поехал в Карелию навестить друга. Там ему так понравилось, что он сказал другу, что хотел бы перебраться в Карелию и выращивать там южные фрукты, как в Сочи. Друг не смог убедить его, что из подобной затеи ничего не выйдет, и поэтому посоветовал выращивать свои фрукты в самом теплом районе Карелии. В первую зиму морозы ударили рано; снег выпал, когда фрукты не успели созреть. Человек пожал плечами и сказал, что в этом году просто ранняя зима, но что на следующий год такого не будет. Он повторил попытку на следующий год, но с тем же результатом. Наконец, после десяти лет неудач, человек вынужден был признать, что климат Карелии не позволяет выращивать южные фрукты.
Бог избрал Авраама, праведника веры, и отделил его и его потомков от окружавшего их нечестивого мира. Он дал им праведный закон, чтобы регулировать их жизнь, и обещал не оставлять их. Если какой народ и мог бы достичь Божьей праведности своими собственными добрыми делами, так это израильтяне, потому что Бог отделил их от греховного мира и обеспечивал их нужды. Но даже в таких благоприятных условиях они все равно грешили.
Дав Израилю достаточное время, чтобы понять, что исполнением закона спасения заработать нельзя, Бог показал, что все люди грешники. Мы не можем спастись своими добрыми делами; нам нужен Спаситель. Таким образом “закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой” (Гал. 3:24). Никому не следует настаивать, что он может спастись самостоятельно, без Иисуса, потому что Бог убедительно показал — через Израиль, — что даже в самых благоприятных обстоятельствах люди являются грешниками и для оправдания нуждаются в помощи Иисуса.
ЛУЧШИЙ ПОДХОД
Закон и новый завет отличаются своими подходами к праведности. Разница в акцентах. Первый завет делал упор на законах, регулировавших поступки человека, тогда как второй прежде всего имеет дело с качествами духа, который управляет плотью.
Первый завет больше отрицает, чем утверждает; второй же больше утверждает, но говорит нам, чтобы мы не делали злого. В Нагорной проповеди Иисус сказал, что некоторых вещей делать нельзя. Павел тоже говорил о тех вещах, которые не должны делать христиане. Заявлений типа “Не [делайте]...” в Новом Завете немного; повеления, касающиеся того, как люди должны жить, чаще даются в утвердительной форме, нежели в отрицательной. В Ветхом же Завете они чаще выражены в отрицательной форме, нежели в утвердительной.
ЛУЧШИЕ ОБЕЩАНИЯ
Второй завет лучше первого, потому что его обетования лучше тех, что даны в первом завете (Евр. 8:6). Бог не обещал израильтянам, что послушание будет вознаграждено вечным спасением (Евр. 5:9) на небесах (1 Пет. 1:3, 4). В старом завете ничего не говорится о преображенном воскресшем теле, которое будет подобно Богу (Фил. 3:21; 1 Ин. 3:2). Такие обещания Он дал тем, кто верно исполняет второй завет. Эти новозаветные обещания намного лучше ветхозаветных обетовании долгой жизни и материального благополучия в земле израильской (Втор. 5:33).
Завет, который Бог заключил с Израилем, не обещал вечной жизни на небесах. И поскольку в нем не было подобных обетовании, то вечная жизнь на небесах не зависит от соблюдения того завета. Если бы старый завет содержал такие обещания, тогда в новом завете не было бы лучших обещаний. С другой стороны, если новая, процветающая земля — это все, что обещано по новому завету, тогда его обещания ничем не лучше ветхозаветных.
Новый завет — совсем другой, и он лучше. Он утвержден на лучших обещаниях (Евр. 8:6). Кроме того, он дает лучшего Законодателя (Евр. 3:3), Ходатая (Евр. 12:24), лучшую надежду (Евр. 7:19), лучшее священство (Евр. 7:21-24), лучшую жертву (Евр. 9:23), лучшее имущество (Евр. 10:34; 11:16) и лучшее наследство (1 Пет. 1:3, 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог с разными людьми заключал разные заветы. Завет, который Он дал через Иисуса, совершеннее завета, который Он дал Израилю через Моисея. В эру христианства у нас есть лучший завет, утвержденный на лучших обещаниях.
#ветхий завет #новый завет #библия #христианство #религия