Найти тему
Кино и книги

"Настоящая война": 3 советских фильма о Великой Отечественной войне, снятые на основе реальных событий

Оглавление

Здравствуйте, читатели! Возвращаюсь к фильмам на военную тему. Дополнительным фактором интереса к кино часто является информация о том, что в основе сюжета лежат реальные события. К этой категории можно отнести картины, о которых я расскажу сегодня.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !

"Солдаты" 1956 г.

Лето 1942 г. Лейтенант Керженцев с двумя уцелевшими от его подразделения бойцами, связным Антоном Валегой и разведчиком Иваном Седых, вместе с другими солдатами и беженцами отступают от Харькова к Сталинграду.

Ребята, прибыв на переформирование, рвутся в бой, чтобы оправдать свои неудачи. И во время мирной передышки их тревожит вопрос о причине начальной неподготовленности советских войск к войне.

Кадр из фильма "Солдаты". Керженцев, случайно расквартированный в доме Люси еще не знал тогда, что они расстаются не надолго.
Кадр из фильма "Солдаты". Керженцев, случайно расквартированный в доме Люси еще не знал тогда, что они расстаются не надолго.

Бои начинаются в Сталинграде. Город горит. Вскоре Керженцев принимает командование вторым батальоном. Валега и Седых снова воюют под его началом.

У лейтенанта не складываются отношения с командиром разведчиков Чумаком, моряком, недолюбливающим интеллигентов, но со временем они оценят положительные качества друг друга.

Кадр из фильма "Солдаты". Лейтенант Керженцев (Всеволод Сафонов) и командир разведчиков-морпехов старшина Чумак (Леонид Кмит).
Кадр из фильма "Солдаты". Лейтенант Керженцев (Всеволод Сафонов) и командир разведчиков-морпехов старшина Чумак (Леонид Кмит).

Среди подчиненных комбата выделяются два командира взводов: баянист и почитатель Джека Лондона Карнаухов и почти карикатурный ученый-математик Фарбер.

Командир дивизии, прибыв на участок, где расположен батальон Керженцева, отдает приказ захватить две линии немецких окопов у завода "Метиз", что создаст более выгодную ситуацию для советских войск в Сталинграде.

Захват первой линии немецкой обороны проходит под руководством комдива, по разработанному плану, при содействии авиации, подготовившей обстановку для успешной атаки.

Операция завершается почти без потерь, но начальник штаба дивизии, капитан Абросимов, из чисто карьерных соображений, буквально под пистолетом, поднимает бойцов в лобовую атаку на захват второй линии окопов противника.

Кадр из фильма "Солдаты". Капитан Абросимов (Борис Ильясов).
Кадр из фильма "Солдаты". Капитан Абросимов (Борис Ильясов).

Фильм снят по повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда". Когда видишь по какой жирной грязи под ливнем ползет смертельно раненый Карнаухов, становится невольно жаль актера. Вид поля боя, переговоры двух сидящих в разных воронках бойцов, перекидывающихся спичками и куревом, выглядят так убедительно, что списываешь их на военный опыт самого Некрасова.

Кадр из фильма "Солдаты". Смерть товарища.
Кадр из фильма "Солдаты". Смерть товарища.

Актерам удалось передать те немногословно-трепетные товарищеские отношения, которые создает фронтовая дружба. Времени на эмоции нет, да и не принято мужчинам в чувствах объясняться, но то, как Валега без чинов обнимает вернувшихся из боя лейтенанта и разведчика, хлопочет над тяжелораненым Керженцевым, показывает, как много эти люди значат друг для друга.

Кадр из фильма "Солдаты". Валега (Юрий Соловьев) встречает друзей.
Кадр из фильма "Солдаты". Валега (Юрий Соловьев) встречает друзей.

Очень тепло передано ощущение товарищеского единства, царящее в госпитале. Привезенные Валегой раненому командиру две бутылки коньяка сразу обрастают закуской и кладут начало небольшому общему пиру. Наконец, пачка писем, присланная лейтенанту от бойцов батальона, довершает как образы персонажей, так и атмосферу фронтового братства.

Финал, на мой взгляд, немного декларативен. Запоминается песня Карнаухова "Коптилка", исполненная под баян.

Кадр из фильма "Солдаты". Лейтенант Карнаухов (Николой Погодин).
Кадр из фильма "Солдаты". Лейтенант Карнаухов (Николой Погодин).

Всеволод Сафонов мне куда больше нравится в отрицательных ролях, но главную роль он играет вполне достойно, хотя мой любимец среди персонажей все же Валега (Юрий Соловьев). Иннокентия Смоктуновского в роли лейтенанта Фарбера я еле узнала. Впечатляет морпех старшина Чумак (Леонид Кмит) - морская душа нараспашку: сначала говорит, потом думает, но - орел.

В остальных ролях: Тамара Логинова (военврач Люся), Николай Погодин (лейтенант Карнаухов), Владислав Ковальков (разведчик Седых), Борис Ильясов (капитан Абросимов) и другие.

"Жаворонок" 1964 г.

Снова лето 1942 г. Германия. Концентрационный лагерь. На плацу перед строем измученных людей, одетых в остатки советского обмундирования, прохаживается лощеный немецкий офицер в черном мундире СС, время от времени на кого-нибудь указывая. Рейху нужны советские танкисты для испытаний бронебойных снарядов на трофейной технике.

Кадр из фильма "Жаворонок". Эсэсовец перед строем советских военнопленных.
Кадр из фильма "Жаворонок". Эсэсовец перед строем советских военнопленных.

Выбрав парня выразительно славянской внешности с потрепанным шлемом в руке, немец спрашивает, кто он есть? На ответ пленного, что он - механик-водитель Т-34, - смеется: "Нет. Настоящий водитель танка там, на фронте. На Тихий Дон. А ты - плохой танкист и без танка". Если бы он видел оскорбленный и вдруг потвердевший взгляд русского, понял бы, что зря он это сказал.

Собеседник офицера, которого он, не морочась, стал звать просто "Иван", оказался столь хорошим водителем, что тот решил подарить ему второй шанс. Остальных танкистов после испытаний сразу расстреливали. "Ивана" эсэсовец сохранил для демонстрации начальству эффективности новых снарядов, пообещав оставить в живых, если он подъедет поближе к пушкам и уцелеет.

Танк отремонтировали, собрали экипаж из троих русских и француза. Демонстрация прошла успешно, но экипаж замершего у немецкого орудия танка внезапно обезоружил охранника, раздавил ожившей машиной две пушки и вырвался с полигона.

Кадр из фильма "Жаворонок". "Иван" (Вячеслав Гуренков) и Петр (Геннадий Юхтин).
Кадр из фильма "Жаворонок". "Иван" (Вячеслав Гуренков) и Петр (Геннадий Юхтин).

Так начался победный и отчаянный рейд грозной советской машины по провинциальным немецким городкам в самом сердце Третьего Рейха. Как призрак грядущего возмездия танк врывался в устоявшийся быт гитлеровской Германии, деморализуя противника и напоминая, что есть другой мир, другая, справедливая сила и она уже идет сюда.

Чаще всего источником сюжета называют статью "Комсомольской правды" 1964 г. "Подвиг капитана", прочитанную режиссером Леонидом Менакером. Однако, побеги военнопленных с немецких полигонов совершались неоднократно. Некоторым из них даже удалось выжить. Так что, фактически, сценарий основывается на более широком жизненном материале, используя и художественный вымысел.

Первое что поражает в постановке картины - работа оператора. Последовательность кадров работает на создание образа, наполненность видеоряда дополнительными смыслами.

Перед тем как показать строй военнопленных, кинокамера останавливается на колючей проволоке - символе несвободы, затем на кустике цветов ромашки, пробивающемся из затоптанной, сухой земли. Эти простые цветы также стремятся выжить, сохранить себя в невыносимых условиях, как люди, стоящие на плацу.

Во время казни заключенных, саботировавших ремонт танков, нам не покажут трупы повешенных. Только их зловещие тени, увеличенные закатным солнцем, скользят по кирпичной стене позади строя еще живых.

Наиболее запоминающиеся эпизоды: сцена в немецкой пивной, куда беглецы заходят, предварительно наведя на нее ствол; прорыв грозной машины сквозь экран кинотеатра с транслирующейся фашистской кинохроникой; и, конечно, полный бесплодной надежды бег угнанных в Германию женщин-остарбайтеров за неправдоподобно явившимся, словно из их мечты, советским танком.

Финал выразителен не столько последним выбором героев, он другим быть и не мог, сколько реакцией на их поступок немецких солдат. Из них только один был доволен, тем какой он молодец, а остальные явно почувствовали, что они не на той стороне.

Название фильма "Жаворонок" - тоже метафора. Во время бурного путешествия советского танка по Германии камера на минуту выхватит в беспредельном небе маленькую, звонко поющую птичку, напоминая о том, что свобода сама по себе - счастье, даже если твоя жизнь так коротка.

Часто пишут, что персонажей картины играют актеры не первой величины. Я думаю, такова была и задумка авторов - показать не харизматичных, выдающихся героев, а обыкновенных советских солдат, их смелость, выносливость, смекалку, готовность к самопожертвованию, гуманизм.

Наиболее известными из актеров, снимавшихся в фильме, являются Бруно Оя (оберштурмбанфюрер) - красавчик, хоть и враг, и Геннадий Юхтин (Петр) в роли солдата, сломленного обстоятельствами, но постепенно дорастающего до подлинного героизма.

Кадр из фильма "Жаворонок". Бруно Оя в роли эсэсовца.
Кадр из фильма "Жаворонок". Бруно Оя в роли эсэсовца.

Вячеслав Гуренков сыграл главного героя прекрасно, сдержанно и без внешнего блеска. Глубинная мощь русского характера скупа броские проявления. Такие ребята просто молчат и делают, а жертвуют собой негромко, но всегда за правду.

В фильме также снимались: Валерий Погорельцев (Алеша), Валентис Скулме (Жан Пежо), Эрвин Абел (Карл), Жанис Катлапс (немецкий полковник). На мой взгляд, и эпизодические роли сыграны выразительно, хотя многие немецкие - с долей уместной карикатурности и иронии.

В картине звучит песня композитора Я. Вайсбурда на стихи С. Орлова "Его зарыли в шар земной".

"Батька" 1971 г.

Начало войны, лето, Белоруссия. По пыльной грунтовке мчится грузовик с мальчиком и девочкой в кузове. Еще двое: старшая, четырнадцатилетняя Лиза и трехлетний Мишка, не расстающийся с игрушечным медвежонком, - в кабине. Водитель, увидев на дороге немцев, сворачивает на ромашковое поле, затем - в лес. Его пассажиры - два сына и две дочки командира партизанского отряда, которого все называют просто Батька.

Кадр из фильма "Батька". Дети командира.
Кадр из фильма "Батька". Дети командира.

Лиза предлагает спрятаться пока у тетки, в глухой деревне Липки. Там они дождутся самолета, который должен доставить к партизанам представителя штаба округа и забрать детей из оккупированной зоны, но все идет не по плану.

Работающий на немцев предатель Иван Каменков вытаскивает из под завала раненого партизана Якова, мужа его сестры, и доставляет домой. В лихорадке и раздражении тот проговаривается о предстоящей акции. Немцы, по наводке Каменкова, берут детей в заложники и уничтожают почти всю отправленную за ними партизанскую группу.

Кадр из фильма "Батька". Иван Каменков (Николай Прокопович) и раненый партизан Яков (Геннадий Николаев).
Кадр из фильма "Батька". Иван Каменков (Николай Прокопович) и раненый партизан Яков (Геннадий Николаев).

Батьке предлагают сдаться, обещают обеспеченную жизнь с семьей в нейтральной Швейцарии и расстрел детей в случае отказа. Город, где в тюрьме содержат маленьких заложников, укреплен дополнительными немецкими вооруженными подразделениями.

Кадр из фильма "Батька". Командир партизанского отряда (Юрий Горобец) после известия об аресте детей.
Кадр из фильма "Батька". Командир партизанского отряда (Юрий Горобец) после известия об аресте детей.

История полностью реальна. Прототип героя, Минай Филиппович Шнырев, по прозвищу "Батька Минай", прожил жизнь полную испытаний. Был Георгиевским кавалером в Первую Мировую, красноармейцем, начальником отдела по борьбе с бандитизмом, председателем колхоза, руководителем двух советских предприятий. Разве такой человек мог поверить врагу и покинуть Родину?

Авторы фильма, вероятно, пожалев зрителя, не включили эпизод, имевший место в жизни: Лизе удалось передать отцу записку о том, что, если он сдастся, то их только расстреляют вместе. Девочка просила его остаться в отряде и отомстить. Также в картине не отражены избиения, издевательства и голод, которым в действительности подвергали несовершеннолетних заложников.

Кадр из фильма "Батька". Дети в тюрьме.
Кадр из фильма "Батька". Дети в тюрьме.

Партизанский отряд Шнырева держал, так называемые, "Витебские (или Суражские) ворота" - сорокакилометровый коридор, связывающий оккупированную Белоруссию с советской территорией. Через него эвакуировались беженцы, переправлялись диверсионные группы, шли поставки оружия и продовольствия. Свой пост командир оставить не мог, но жертва его была трагедией, о которой невозможно забыть.

После войны, награжденный званием Героя Советского Союза бывший руководитель партизанской дивизии создал новую семью, воспитывал двух своих дочек от второго брака, Дину и Клару, и сына второй жены Ирины - Ростислава. Ростислав Шнырев написал сценарий этого фильма и участвовал в массовке в роли одного из пленных немцев.

О том что "Беларусьфильм" снимала фильмы о партизанском движении очень реалистично, я думаю, много говорить не надо. Кроме трагической роли главного героя, сыгранной Юрием Горобцом, следует отметить работу Геннадия Николаева в роли мучающегося совестью Якова.

Колоритными персонажами картины выглядят старик Нил (Аркадий Трусов) и пара циркачей с верблюдом, вступившие в партизанский отряд, Сашок (Александр Леньков) и Нико (Лери Гаприндашвили).

Рекомендую познакомиться с этими фильмами или пересмотреть, если вы давно их не видели. Любителям советского военного кино, предлагаю прочесть и с предыдущую статью по теме: "Битва за Кавказ": 3 интересных советских фильма о Великой Отечественной войне".

-15