Февраль 2022 года стал одним из худших месяцев для российской экономики. Активы стремительно обесцениваются, поэтому многих сейчас волнует вопрос: что делать со сбережениями в рублях?
Прогноз потребительского поведения
С уверенностью можно сказать, что жизнь не остановится. Мы будем продолжать делать то, что делали. Да, нам станет сложнее, мы станем беднее и, возможно, какие-то привычные блага нам будут недоступны. Но при этом внутренний рынок никуда не исчезнет. Мы будем продолжать покупать еду, необходимые товары, водить детей в школу и детский сад, ходить на работу, на свидания, мы не перестанем ухаживать за собой. Сфера услуг не перестанет существовать. Более того, будет развиваться, а значит, открытие бизнеса в России на рынке услуг — оптимальный способ избежать обесценивания сбережений.
Вложения в бизнес на территории России помогут не только приумножить капитал, но и простимулируют экономику в целом.
Какое направление выбрать?
При выборе обязательно нужно учесть ряд показателей:
- Порог входа
- Время и трудозатраты
- Окупаемость
- Время жизни продукта
Под эти критерии подходят следующие предприятия: кофейня, студия маникюра, парикмахерская, пункт выдачи. Установка кофейных автоматов — это трудозатратный процесс. Открытие кофейни то же непростая задача, так как у бизнеса сильная зависимость от расположения, и решающую роль в этом вопросе играет выбор помещения. Пункт выдачи не сможет обеспечить высокую прибыль в период кризиса и внешнеэкономических ограничений.
Остаются предприятия сферы услуг, которые выгодно отличаются высоким чеком и долгим сроком жизни продукта — это значит, что продукт никогда не перестанет существовать. Он может изменяться, но интерес к этому виду услуг не пропадёт никогда. Рассматривая салон красоты, как бизнес, лучше отдать предпочтение моноуслугам — так легче настроить позиционирование и следить за качеством. В этом плане парикмахерские услуги немного проигрывают ногтевому сервису, так как стрижка и окрашивание — продукты более длительного использования, а маникюр нужно делать чаще. Кроме того, ногтевая студия может предложить клиентам педикюр и дополнительные услуги.
Для открытия маникюрной студии не требуется лицензия, а соблюдать требования СанПиН очень легко практически в любом коммерческом помещении. Ногтевой бизнес имеет невысокую стоимость входа. На период становления потребуется время, но позже можно будет передать управление наёмному сотруднику и также получать доход. Окупаемость вложений 18 месяцев — это хороший показатель. Он говорит о том, что ваши вложения увеличиваются на 60% в год. На этот капитал можно открывать новый филиал, который точно так же будет увеличивать ваш доход, потому что продукт бесконечен, спрос на уход за собой будет расти независимо от экономических условий.
Преимущества ногтевого бизнеса
Ногтевой сервис востребован, и, по прогнозам аналитиков, эта тенденция сохранится. Спрос на маникюр не снижается даже в пандемию: сфера вернулась к привычным выручкам очень быстро. В 2020 году лишь 1% россиянок отказались от регулярного маникюра в салоне по данным ВЦИОМ. Среди основных преимуществ этого бизнеса можно выделить:
- Отсутствие сезонности.
В ногтевом сервисе не бывает низких сезонов, ведь ногти требуют ухода круглый год. При этом бывают периоды особенно высокого спроса перед праздниками. - Не требует лицензии.
Ногтевой сервис не требует получения медицинской лицензии, то же самое относится к услугам визажистов, бровистов и лешмейкеров. Широкий спектр услуг позволяет увеличивать чек клиента. - Возможность быстрого старта.
Запуск студии маникюра от 45 до 60 дней. Отличный вариант для начинающих предпринимателей. - Невысокий порог входа.
Подходит инвесторам с небольшим капиталом 3-7 млн. рублей. Это возможность получать с капитала до 60% годовых. - Возможность масштабирования.
За 1,5 года 1 филиал окупит свои вложения. Этот капитал можно реинвестировать в открытие второго филиала и уже через 3 года удвоить свой доход со стартовой суммы.
Основные ошибки при запуске бизнеса
- Неправильный выбор формата и места.
Можно открыть маникюрный кабинет, рассчитанный на работу максимум двух мастеров, полноценный салон с широким перечнем услуг или нейл-бар, предоставляющий услуги экспресс-маникюра в торговых центрах. Важно рассчитать полную экономическую модель под каждый формат, чтобы оценить прибыльность и сроки окупаемости. Запуск маленького бара может стоить дешевле, но его проходимость будет настолько низкая, что окупаемость будет в 2 раза медленнее. Такие моменты необходимо рассчитывать при помощи финансовых специалистов. - Отсутствие фирменного стиля и позиционирования.
Как понять какое выбрать ценообразование, какой набор услуг должен быть в салоне, какое позиционирование, аудитория, визуальный образ? С этими вопросами необходимо обращаться к специалистам, желательно в комплексное агентство. От этого зависит, как выстраивать весь маркетинг и продвижение в различных каналах. На этом пункте нельзя экономить. На рынке с большой конкуренцией структура маркетинга должна быть прописана на старте. Об этом многие забывают, а зря — именно это приводит к убыткам и закрытию. - Отсутствие компетенции в юридических вопросах.
Для работы студии маникюра необходимо зарегистрировать юридическое лицо и систему налогообложения. А так же знать, как взаимодействовать с проверяющими органами и с кем нужно взаимодействовать. Здесь помогают юристы и опыт. На первом этапе важно сделать правильный выбор налоговой системы и соблюсти все требования надзорных органов. - Экономия на ремонте.
Потребуется сделать качественный стильный ремонт с выдержанной концепцией, чтобы клиенты хотели возвращаться к вам. Необходимо учитывать требования СанПиН к помещению. Также не стоит пренебрегать удобством для комфортной работы персонала. От этого напрямую будет зависеть, захотят ли сотрудники оставаться у вас. - Неправильный подбор персонала.
Для салона красоты это может быть фатальной ошибкой: после первого неудачного визита клиенты не только не вернутся, но и сформируют негативную репутацию. Чтобы собрать эффективную команду, нужно не только владеть тонкостями оказания услуги, но и понимать психологический портрет людей, чтобы они могли эффективно взаимодействовать вместе. - Экономия на оборудовании и расходниках.
Эту ошибку совершают чаще всего. Дешёвое оборудование быстро ломается и требует замены, дешёвые расходники приводят к жалобам клиентов. Необходимо хорошо изучить рынок и обладать определенным опытом, чтобы выбрать качественный продукт по выгодной цене. - Неучтенные затраты на открытие.
Финансовая модель должна включать в себя не только расходы, необходимые на запуск, но и расходы на ближайшие месяцы, включающие раскрутку филиала. Маркетинг, системы аналитики, скрипты продаж, системы уведомлений и онлайн-записи — всё это потребует ежемесячных расходов на длительный срок. Если не учесть это в самом начале, то вы можете составить неверное представление о том, сколько средств требуется на запуск.
Как снизить риски при инвестировании в бизнес
Самый простой способ избежать ошибок при запуске любого бизнеса — это воспользоваться опытом существующих компаний. Они уже исследовали рынок, настроили бизнес-процессы и нуждаются в деньгах на запуск новых филиалов. Франшиза — это право открытия бизнеса под раскрученным брендом, предполагающее использование бизнес-модели франчайзера. За это франчайзи платит паушальный взнос и ежемесячные взносы — процент от выручки. При этом, открытие бизнеса по готовой модели существенно снижает издержки и минимизирует риски.
Чтобы выгодно вложить капитал, а не прогореть, нужно рассматривать готовые бренды с хорошей клиентской базой, устойчивым маркетингом и полностью налаженными процессами. В таких компаниях уже есть просчитанная финансовая модель студии, они организуют процесс запуска и сопровождают в работе. Так как они уже провели всю работу по организации бизнеса, написанию регламентов, расчётам и брендингу — меньше шансов совершить ошибку.
Преимущества покупки франшизы:
- Аудитория.
Раскрученный бренд уже имеет сформированную аудиторию, которая ему доверяет, поэтому запись клиентов в новый салон обеспечена с первого дня работы. - Обучение и поддержка.
Франчайзер заинтересован в успехе дела, поэтому помогает не только на всех этапах открытия, но и в период кризиса. - Просчитанная бизнес-модель.
Франчайзер уже разработал бизнес-модель, протестировал и убедился в ее эффективности. Осталось только инвестировать средства. - Компетенции в Beauty-индустрии.
Готовые стандарты работы позволяют нанять квалифицированных сотрудников, поддержать репутацию салона на высоком уровне и соблюсти требования законодательства. - Оптимизация расходов на рекламу и привлечение клиентов.
Бренд заинтересован в привлечении аудитории, чтобы и дальше продавать франшизу и открывать новые филиалы, поэтому ведёт работу по продвижению во всех источниках и сам приводит клиентов. - Контроль результатов бизнеса.
Франчайзер предоставляет полную информацию о рентабельности, рисках, расчетных сроках окупаемости. Он заинтересован в рентабельности вашего филиала, поэтому сам предложит, что необходимо предпринять в условиях кризиса или как улучшить показатели. - Устойчивость.
Компания, которая управляет сетью, обладает гораздо большими ресурсами, чем индивидуальные предприниматели: HR, маркетолог, система аналитики, юрист, отдел продаж, опробованные стандарты работы. Обладая ресурсами, сети могут предоставить лучший уровень сервиса и качества по доступной для клиента цене, чем одиночные салоны. Это постепенно будет приводить к вытеснению одиночных салонов с рынка.
Самостоятельно VS по франшизе:
сколько стоит открыть студию маникюра?
В расчёте взяты приблизительные цифры, исходя из финансовой модели и цен на рынке сейчас при условии открытия в одинаковом помещении. Стоит учитывать, что у сети есть свои корпоративные контракты, которые позволяют получать более выгодную цену на мебель или расходники.
Подведем итоги
Большой разницы в бюджете нет, зато очевидна разница в затратах времени и сил. Франчайзер предоставляет всё, что только может понадобиться для открытия, и помогает в решении всех вопросов. Часть задач будет лежать на управляющей компании, они же будут проводить обучение сотрудников, чтобы персонал был полностью готов к работе. Управляющий бренд будет самостоятельно заниматься маркетингом филиала и привлечением клиентов, обеспечит слаженную работу всех составляющих и проведет обучение всего персонала и нового владельца студии. Франчайзеру выгодно, чтобы ваш бизнес приносил прибыль.
Одна из самых сильных франшиз на рынке ногтевого сервиса – это бренд NailMaker Bar. Благодаря гибкому подходу к управлению, эта сеть в пандемию не закрыла ни одного филиала. NailMaker Bar является единственным игроком на рынке, закрепляющим в договоре территориальную зону за франчайзи. Это значит, что в пределах этой зоны другие филиалы этой сети открыться не смогут.
В пределах территориальной зоны можно открыть второй и третий филиал, уже не внося паушальный взнос, что соответствует бизнес-модели приумножения капитала: открытие второй студии через 1,5 года. К этому моменту первая студия уже будет приносить стабильную прибыль, а возвращенные инвестиции можно направить на открытие следующего филиала под тем же брендом. Таким образом, вложенные сейчас 3,5 млн. рублей, через 1,5 год начнут приносить доход около 300 тысяч в месяц, а через 3 года – 600 тысяч рублей в месяц.
По отзывам партнёров, управляющая компания полностью берёт на себя процесс запуска, привлечение клиентов и найм сотрудников, и даже дальнейшее управление филиалом. Это значит, что капитал будет приносить доход без ежедневных трудозатрат.