Найти в Дзене

Улыбочку! Или зачем банкирам ваше фото?

Защита персональных данных, едва ли не главная тема, которая волнует каждого человека, имеющего смартфон или банковскую карту. Как защитить свои личные данные от мошенников, если на каждом «углу», буквально, требуют указать номер мобильного, карты или даже паспорта?

К сожалению, только бдительность самих граждан играет в этих вопросах решающую роль. Оставляя номер телефона или реальные ФИО, например, в магазине для оформления бонусных карт, вы рискуете не только получать потоки рекламных звонков. Ваши данные могут «утечь» в Сеть и попасть в руки мошенников. Однако в таких ситуациях потребовать от вас никто ничего не может.

Иная ситуация складывается, например, с банками или различными сервисами по предоставлению услуг. Конечно, серьезные организации берут на себя ответственность по защите персональных данных клиентов. В случае ЧП, возместить ущерб можно на законодательном уровне. Но, полная регистрация на том же сайте Госуслуг необходима лишь для получения большего количества услуг в электронном формате. И вас никто не обязывает ее проходить. А вот в банковских организациях за отказ фотографироваться могут отказать в выдаче кредита.

Почему же банкам так важно получить фото и голос клиента?

Все просто. Таким образом кредитные организации собирают базу биометрических данных своих клиентов. В перспективе с помощью этого механизма граждане смогут получать финансовые услуги удаленно, без личного посещения офисов и отделений кредитных организаций. Это еще и дополнительный способ защиты от мошенников.

Однако банки иногда лукавят. Закон позволяет банкам размещать и обновлять биометрические персональные данные гражданина в электронной базе только с письменного согласия клиента!

Первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова и глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже несколько раз говорили о том, что «некоторые банки» вводят граждан в заблуждение. Собирают биометрические данные якобы в общую государственную систему, а на самом деле в свою собственную – закрытую.

Фотографирование клиента, попросту, входит в регламент финансового учреждения. Гражданам не стоит стесняться, а наоборот, подробно расспросить менеджера для чего конкретно происходит процедура фотографирования и каким образом будут защищены эти данные со стороны финансовой организации. Если четкого ответа не последует, то от услуги имеет смысл отказаться.

Автор: профессор факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Комягин

#банки #безопасность #клиент #персональные данные