Найти тему
Диванный гитарист

Устройство электрогитары и гитарного звука. Часть 2

В первой части я попытался кратко рассказать об устройстве электрогитары - об основных ее составляющих. Конечно, в предыдущей статье я не учел большое количество нюансов, например - фурнитуру, тип и материал струнодержателя, вид крепления грифа к корпуса, а ведь эти нюансы так или иначе влияют на конечный звук инструмента. Возможно, эти нюансы будут освещены в следующих статьях, если возникнет необходимость.

Во второй части я бы хотел рассказать о детали, формирующей, наверное, около 80% гитарного саунда - гитарный усилитель.

Не вижу особого смысла углубляться в историю, скажу одно - первые гитарные усилители начали появляться в 30-х годах 20 века и использовались они, на тот момент, с электрической гавайской гитарой, которая, собственно, является прародителем электрогитары.

Разумеется, на тот момент речь шла именно о "чистом" звуке. Наш любимый перегруз появился несколько позже, но обо всем по порядку.

Поговорим о "современных" гитарных усилителях. Почему в кавычках? Да потому что суть гитарного усилителя не изменилась c 1960-х годов.

Усилитель может быть представлен в двух видах:

Голова (Head)

Усилитель выполнен в формате "головы" - отдельного прибора, который может быть поставлен на гитарный кабинет (я, так понимаю, отсюда и название). Так же такой усилитель может быть выполнен в формате река или напольного прибора. Схематически такой прибор стоит из двух устройств: предварительного усилителя и усилителя мощности. Кстати, такой усилитель может быть как ламповым, транзисторным, так и, например, цифровым. Естественно, самым труъ усилителем является ламповый, почему - расскажу позднее.

Использование головы самой по себе невозможно, ее необходимо подключать к гитарному кабинету - колонке с гитарными динамиками.

-2

Комбоусилитель

-3

Из названия понятно, что это комбинированный усилитель, а комбинированный потому, что объединяет в себе усилитель и гитарный кабинет.

А теперь, к формированию звука.

Как мы выяснили из вышесказанного - глобально гитарный звук формируют 3 составляющие:

1. Предварительный усилитель - он же преамп

2. Усилитель мощности - он же оконечный усилитель или оконечник

3. Гитарный кабинет

В современных хайгейновых усилителях структура звука формируется именно в предварительном усилителе. То есть все искажения (перегруз) формируются именно в ламповых (или нет) каскадах преампа. Усилитель мощности же просто усиливает сигнал до уровня, необходимого для подачи на динамики гитарного кабинета.

Но так было не всегда. Звучание легендарного усилителя Marshall JCM 800, которое вы слышите на записях AC/DC строится именно на перегрузе оконечного усилителя.

-4

Так мы плавно подошли к вопросу: "Почему же ламповый усилитель до сих пор считается некой аксиомой для гитарного звука"?

Все дело, естественно, в лампах. Если вкратце, гитарный перегруз является побочным эффектом звукоусиления. То есть при превышении допустимого уровня сигнала, подаваемого на вход устройства, звуковая волна изменяет свою форму, ограничиваются вершины синусоиды по своей амплитуде, а на слух мы слышим, что звук начинает "перегружаться" или искажаться, а если более точно - "обрастать" дополнительными гармониками и обертонами.

-5

Так вот радиолампы, которые используются в гитарных усилителях, перегружают звук очень мягко, то есть не ограничивают сигнал жестко, как например транзисторы, или, не дай бог, цифровой перегруз. Ламповые искажения добавляют исходному сигналу четные гармоники, которые наиболее благозвучны человеческому уху.

Кстати, инженеры в своих технических решениях практически вплотную приблизились к эмуляции транзисторами процессов, проходящих в радиолампах, но, пока только приблизились.

Тяжелого перегруженного звука добиваются за счет покаскадного усиления сигнала. Одна стандартная лампа предусилителя 12ax7 содержит в себе 2 каскада усиления и после перегруза сигнала в первых двух каскадах он подается для последующей перегрузки на последующие.

В легендарном маршалле каскадов усиления предусилителя было недостаточно, поэтому дополнительно перегружали и выходные лампы усилителя мощности, который вносил дополнительные гармоники в сигнал, делая звук более жирным, округлым и плотным, и разумеется, громким.

Ну и наконец - гитарный кабинет. По сути является ящиком определенной конструкции с динамиками, которая воспроизводит звук инструмента. Забавно, что гитарный усилитель представляет собой довольно сложную техническую разработку с огромным количеством радиоэлементов, но наибольшее влияние на гитарный звук оказывает именно кабинет - сочетание коробки, динамиков и условий прослушивания.

-6

Почему же так происходит? Дело в том, что динамик представляет собой некий фильтр частот, а тем более гитарный. Частотный диапазон гитарного динамика зачастую ограничен от 80 Гц до 5-6 кГц и каждый динамик имеет свою неравномерность амплитудно-частотной характеристики на всем своем диапазоне. Если очень упрощенно - гитарный динамик является неким эквалайзером между усилителем и вашими ушами, со своими настройками.

-7

Кроме того, на звук динамика также оказывают влияние конструкция кабинета (открытая, закрытая, полузакрытая) и помещение в котором происходит прослушивание.

На этом, считаю, данную статью стоит завершить. Информации масса, одно вытекает из другого и кратко объяснить, к сожалению, не получается.

Возможно, эта статья получилась немного сумбурной из-за желания объяснить сложные вещи простым языком. Надеюсь, у меня это получилось.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы и ждите новый частей!