Белостокско-Минское сражение было окончено 9 июля 1941 года. Его результатом стало окружение и полный разгром основных сил советского Западного фронта.
В гигантскую образовавшуюся "дыру" хлынули немецкие моторизованные дивизии Гота и Гудериана. Их следующей целью стал выход на рубеж рек Западная Двина и Днепр для того, чтобы оттуда начать новое наступление на Московском направлении. Ещё до окончания этого сражения ключевой точкой на Днепре стал белорусский город Могилёв: переправа через реку, автотрасса и ветки железных дорог.
Сдерживание врага на дальних подступах к Могилёву
Через каких-то 6 дней после начала войны, 28 июня, немецкие войска взяли Минск – столицу Советской Белоруссии. Всем стало понятно, что следующим крупным городом на пути немецкой группы армий "Центр" из-за своего важного стратегического расположения станет город Могилёв. Город располагался в 180 километрах восточнее Минска.
Первые доказательства того проявились уже 2 июля, когда 20-й советский механизированный корпус, занимающий оборонительные позиции западнее Могилёва на восточном берегу реки Березина, подвергся яростному удару немецкого 46-го моторизованного корпуса. Кровопролитный бой продолжался весь день. Прорвать советскую оборону немецким танком так и не удалось, тем не менее к исходу дня из-за огромных потерь в материальной базе советские дивизии корпуса начали организованный отход на новые оборонительные позиции.
Новые позиции так же находились на восточном берегу водной артерии, только на этот раз это была река Друть. Основной задачей корпуса стала задержка немецкого наступления "любой ценой", чтобы выиграть время для организации обороны Могилёва и создания обороны по реке Днепр.
Бои шли с переменным успехом. Тем не менее немцам всё чаще удавалось захватывать и удерживать плацдармы на противоположном берегу не смотря на яростные контратаки советских частей.
На рассвете 9 июля немцам удалось обойти фланги советского мехкорпуса, после чего их танковые части пошли по направлению Куты и Угалья. Командир корпуса решил сильными отрядами уничтожить прорвавшегося противника. Выполняя этот приказ, части корпуса изрядно потрепали полк СС, разгромили мотопонтонный батальон и батальон связи. В дальнейшем 20-й механизированный корпус был выведен из боя и сосредоточен в районе Старинки для доукомплектования.
В городе Могилеве и прилегающих к ним поселениях
Город защищала 172-ая стрелковая дивизия под руководством генерала Михаила Романова. Из числа жителей Могилёва и его пригородов активно началось формирование городского ополчения.
Мирное население также принимало активное участие в обороне города. Местные жители помогали копать рвы и окопы, устанавливать противопехотные и противотанковые заграждения, строить доты и дзоты, укрепляли здания. Изготавливалось огромное количество "коктейлей молотова" – бутылок с горючей жидкостью.
Даже немецкая воздушная разведка при штабе Клюге докладывала:
за Днепром русские расширяют оборонительные позиции. Эта непрерывная сеть взаимосвязанных траншей, дотов, ходов сообщений, противотанковых рвов, опорных пунктов, особенно вокруг населенных пунктов, многочисленных артиллерийских батарей с бетонными дотами. Внушительная оборонительная система в несколько км глубиной и напоминающая укрепления Первой мировой войны.
Достоверно не известно, как много людей из числа защитников города и мирного населения верили в то, что город удастся удержать и были ли такие люди вообще. С другой же стороны, судя по многочисленным источникам, можно с уверенностью заявлять, что паники и панических настроений в Могилёве не наблюдалось. По крайней мере в большом количестве.
Советские командиры и бойцы были твёрдо настроены держать оборону на столько, на сколько этого требовала ситуация. Позже, когда город был уже окружён, мало кто из них предпочёл сдаться в плен. Как правило, защитники пытались прорываться к своим на восток, чтобы продолжить борьбу, и у многих эти попытки увенчались успехом.
Окружение Могилёва
Вечером 11 июля немцы начали форсировать Днепр тремя моторизованными корпусами:
- 47-й мотокорпус занял плацдарм в р-не Копысь, южнее Орши, откуда начал наступление на Смоленск;
- 46-й мотокорпус занял плацдарм в р-не Шклова;
- 24-й мотокорпус форсировал Днепр южнее Могилёва и захватил плацдарм в р-не Старого Быхова (у деревни Барколабово). Расширяя плацдарм, немцы взяли под контроль шоссе Могилёв-Гомель, передовые отряды направились к Пропойску и Могилёву.
12 июля с захваченного плацдарма немецкий 46-й мотокорпус начал наступление по направлению населённого пункта Горки. Советская 53-я стрелковая дивизия, оказавшаяся на пути наступающих немцев, была окружена и рассеяна. На блокирование Могилёва с севера из состава 46 -го мотокорпуса был выделен моторизированный полк «Großdeutschland» (Великая Германия).
В этот же день немецкая танковая дивизия генерал-лейтенанта Вальтера Моделя попыталась прорваться к городу с юга вдоль Бобруйского шоссе. Оборону здесь держал 388-й стрелковый полк 172-й стрелковой дивизии, которым командовал полковник Семён Кутепов. Арт. поддержу оказывали артиллеристы Мазалова.
После тяжелого 14-часового боя в районе деревни Буйничи немцы отступили с колоссальными потерями. Атака была отражена. На поле боя остались 39-х подбитых немецких танков и бронемашин. Оборонявшиеся тоже понесли большие потери, но сохранили позиции. На следующий день атаки немецких танков повторились, и вновь советские бойцы, нанеся противнику существенные потери, удержали позиции.
Тем временем немцы охватывали город в районе Старого Быхова. Отразив советские контр-атаки, они прорвалась к Кричеву. 14 июля передовой отряд одной из немецких танковых дивизий обошёл Могилёв и без сопротивления взял Чаусы. Так завершилось окружение Могилёва. Город блокировал полк «Великая Германия» и части 3-й танковой дивизии.
Советская 13- А оказалась рассечена. Штаб армии попал под удар немецких частей, командарма генерал-лейтенанта Ремезова тяжело ранило, и он был эвакуирован в тыл. Управление войсками армии нарушилось. Новый командарм генерал-лейтенант Герасименко вступил в должность лишь 15 июля.
Немецкое продвижение задержала советская 4-я армия. Ее вывели во второй эшелон на рубеж реки Проня. Это не дало немецким подвижным соединениям выйти на оперативный простор.
Чтобы атаковать немецкий плацдарм в районе Шклова, 12 июля остатки советского 20-го механизированного корпуса были переданы в состав 61-го стрелкового корпуса генерал-майора Николая Денисовича Веденеева. Советская операция должна была начаться на следующий день 13 июля, но из-за различных задержек начать операцию получилось лишь 17 июля.
К этому времени благоприятный шанс для осуществления удара уже был упущен. К противнику подошли довольно значимые подкрепления. Поэтому, хотя успех на первых порах и сопутствовал советским частям, тем не менее через три дня, 20 июля, их наступательный потенциал иссяк. Встретив на своём пути крупные силы танков и пехоты противника, они понесли большие потери и начали отходить на исходные позиции.
Попытки не дать врагу занять удобные позиции и развернуть базы не увенчались успехом.
Штурм города
Официальной датой начала штурма Могилёва является 17 июля 1941 года. Верховное немецкое командование поручило проведение данной операции генералу артиллерии Вильгельму Фармбахеру.
Немецкие танки, "обтекая" Могилев, уходили всё глубже на восток, отдаляя линию фронта. Обеспечение осажденного Могилева припасами и техникой советской стороной производилось с постоянно нарастающими трудностями... Из-за полного господства в небе немецкой авиации заброска припасов с воздуха так же была крайне затруднена.
Не смотря на героические отражения атак врага, в ночь на 24 июля немецкие войска вошли на улицы города, завязались ожесточённые уличные бои, не редко переходящие в рукопашные схватки.
Уличные бои в Могилеве продолжались несколько дней, в следствие чего у окруженных советских частей практически иссякли боеприпасы. Ночью 25 июля было проведено экстренное совещание командиров окружённых войск, на котором было принято решение о прорыве из окружения в общем направлении на Мстиславль. Это означало сдачу города.
Прорыв
В ночь на 26 июля остатки 61-го стрелкового корпуса тремя колоннами начали прорыв из окружения в направлении Чаусы. К этому времени в расположение 61-го стрелкового корпуса вышли остатки 1-й мотострелковой дивизии, 161-й стрелковой дивизии и некоторые другие части 20-й армии, ранее окруженные в районе Орши.
Командир отрезанной от основных сил 172-й стрелковой дивизии генерал-майор Михаил Романов принял решение выходить из окруженного Могилёва самостоятельно. Было решено прорываться на запад в лесной массив в район деревни Тишовка (по Бобруйскому шоссе). Около 12 часов ночи остатки 172-й стрелковой дивизии начали прорыв из окружения.
Советская ставка на решение о несанкционированном оставления города отреагировала крайне болезненно. Возможно, что верховное командование на полном серьёзе ожидало, что Могилёв станет "советским Мадридом" — об этом в своей телеграмме из ставки намекал генерал-лейтенант Герасименко. Мадрида не удалось.
Результаты прорыва также стали не утешительны. В целом организованный прорыв не удался. После тяжелых двухдневных боёв было решено, уничтожив уцелевшую технику, прорываться малыми группами по 100 -200 человек. Выйти и соединиться с советскими войсками фронта удалось лишь малой части из изначально участвовавших в прорыве советских войск.
28 июля начальник германского Генерального штаба сухопутных войск Франц Гальдер записал в своем дневнике:
Район Могилёва окончательно очищен от войск противника. Судя по количеству захваченных пленных и орудий, можно считать, что здесь, как и предполагалось, первоначально находились шесть дивизий противника.
Итоги
В целом оборону города Могилёв нельзя назвать крайне удачной. Тем не менее сковывание значительных сил на южном фланге группы армий «Центр» не позволило противнику усилить ударные группировки и развивать наступление в направлении Рославль в середине июля 1941 года.
План "Барбаросса" срывался по времени и графику продвижения. Благодаря этому и подобных ему локальных очагов сопротивления немецкий "блицкриг" из "молниеносной войны" превращался в затяжной конфликт, на истощение выиграть в котором у Германии было намного меньше шансов, чем у СССР.
На этом все, спасибо за внимание! Пожалуйста, дополняйте и высказывайте свое мнение в комментариях. Если статья была интересной, буду очень признателен за лайк и подписку — это очень помогает в развитии канала и улучшении качества контента)