Найти тему

Как Яндекс Дзен сам себя выпилил. Инстаграмм не получился.

Жила была российская компания. Почти. Звали ее Яндекс. Была у неё любимая дочка, звали её Дзен. Она в целом нормальную схему монетизации, за что её некоторые любили, и все хотели на эту монетизацию выйти. Шло время, клиенты прибывали, монетизацию резали, показы ограничивали - но люди верили в чудо и таки туда шли. Уже не так хорошо как прежде, но в народе всё ещё ходили легенды о многих тысячах, которые там зарабатывали первоосвоители.

Пришёл 2022 год. Февраль. А затем и март. Началась спецоперация. И не только у государства. Спецоперацию начали соцсети. Официально. Против России. Государство посмотрело по сторонам, терять нечего, никто уже в демократию в мире не играет, повестка исчерпана.

Одной из первых на российском сегменте интернет демонстративно пал фейсбук. Сеть которая сама по себе в России и так особо спросом не пользовалась. Так сказать сделали предупредительный выстрел. Ожидаемо, можно сказать никто не заметил потери бойца.

Но тенденцию коллеги поняли и начали суетиться в ожидании потока беженцев с других платформ. И тут начинается самое интересное в процессе импортозамещения. Например ВК предлагает новые инструменты, поддержку бизнеса и прочее. Даже сервис миграции с инстаграмм.

Что же в этих условиях сделал яндекс дзен? Улучшил условия в условиях кризиса, или предложил интересное новым авторам? О да, он как раз предложил революционные нововведения. Он провёл свою спецоперацию. Так удачно, что о нём теперь везде стараются не упоминать.

Если кто не в курсе, у площадки были очень интересные условия. Раньше дзен платил за просмотры. Сумма была разная, но она в целом зависела от просмотров. Монетизацию включали сперва за достигнутые 7000 просмотров за 7 дней, затем уже поменяли на 10000 просмотров. Схема в целом знакомая, привычная и рабочая. Если человек интересно пишет, его читают (не важно кто и откуда) и он получает доход. Еще одной фишкой именно этой платформы было то, что оно само по своим алгоритмам продвигало этот контент (делало показы статьям). Продвигало навязчиво, сам мог часами зависнуть в статьях, просто зайдя в поиск по своим делам. Таким образом, даже новоявленный автор, если он хорошо писал, получал свои стартовые просмотры. И как понимаю, если эти бонусные показы давали хороший результат в виде прочтений, ему добавляли показы и т.д. Согласитесь, хорошая схема. И если бы эта тема даже в таком исходном виде прорекламировалась авторам "уходящих" сервисов, я уверен поток желающих перевести аудиторию туда был бы огромным.

Но в дзене похоже решил что они самые умные, и буквально за несколько дней себя переиграли. Во-первых они объявили, что теперь значение играет количество и активность подписчиков, а не прочтения. И второе - Ваши творения увидят только Ваши подписчики. Так. За день. Дзен потерял свою уникальность. Если кто не понял поясню. Вы можете писать хоть какие гениальные статьи. Но их увидят только Ваши подписчики. Если хотите зарабатывать - Вы вместо написания статей, должны заниматься поиском и привлечением подписчиков на эту платформу. Но и это еще не всё. Вы должны обеспечить активность этих подписчиков. Что это - не раскрывается, но как минимум это комментарии и лайки. Да да. Теперь Вам предстоит не только писать статьи, но и привлекать читателей и уговаривать их ставить лайки и оставлять комментарии. Требование о взаимодействии, возможно также предполагает и участие самого автора в этих срачах.

На самом деле затею можно понять. Изменения скорее всего были направлены на инстаграмм, тик ток и подобных пользователей и авторов. Там как раз вес имеет аудитория подписчиков, а не их качество. И норма выпрашивать и собирать лайки, ставить тысячи комментов из серии "класс, чмоки, +", масса всевозможных смайликов и стикеров". Показал жопу в разных ракурсах, или поедание устриц в далеких от России галактиках - и полетели тысячи лайков, плюсиков. Да простят меня авторы инстаргамм и тик ток, но вот так я обобщенно вижу основную аудиторию. Им было бы здесь комфортно в новых условиях. В идеале, мог по сути получиться местный инстаграмм, если чуть допилить. Но не судьба. Надеюсь. С ужасом ожидаю, что оправившись от шока вызванного потерей уютной инстагрммочки, самые отбитые хлынут и в дзен. Да, пока цель была заманить этих авторов, компания обещает что их увидит только подписанная свита. Но рано или поздно, если вернут модель рекомендаций, вот это всё безобразие пойдет в ленты пользователей, что неизбежно переформатирует площадку в не знаю что.

Повторюсь, идея заманить миллионы пользователей воспользовавший замешательством авторов оттуда, наверное была здравая. Но что-то пошло не так. Настолько не так, что яндекс дзен как основаня альтернативная площадка в такое время почти никем из известных пользователей не рассматривается. И даже Роскомнадзор в своих рекомендациях по переходу вспоминает, простите, даже Одноклассников, а не Дзен.

А пошло не так, на мой взгляд следующее. Во первых в такое время, когда фактически идёт эвакуация с насиженных мест, ищут островки стабильности. Там где можно почитать условия, почитать отзывы довольных пользователей, наиболее дотошным сделать предварительные расчеты монетизации. А что получают в итоге? Они с ходу встречают массовый негатив от старых пользователей, которых буквально в один день лишили доходов. Напоминаю, с инсты как раз бежали те кто также потерял источник дохода. И менять шило на мыло, на риски таких неожиданных смен настроения и политики мало кто захочет. Повторюсь, потом, когда где-то обоснуются, устаканятся - они придут на дзен. Но это будет скорее резервирование, на случай когда совсем всё. А не целенаправленная работа с сервисом. Во-вторых, работа на количество, уже подразумевает бешенные накрутки аудитории. Уверен, что из тех десятков миллионов подписчиков каждого автора считающего себя звездой, живых и активных дай бог десять процентов. Тут и целевые боты, и мертвые души (давно заброшенные аккаунты). И эта аудитория накапливалась годами. Теперь вот, как раз и происходит ревизия всего этого капитала. Сколько пойдут за ними в вк, сколько в телеграмм, и пойдут ли в Дзен.. В ВК часть народу пойдёт, потому что она уже там, с древних времён, вытащат пыльные аккаунты. В телеграмм тоже пойдут, на волне хайпа в последние годы, многие сохранились туда с ватсаппов. А как обьяснить пользователям, что им нужно зарегистрироваться в каком-то Дзен? Это должны быть отъявленные фанаты, готовые идти за человеком и преодолевать трудности, чтобы поставить лайк новой фотке. Тем более посмотреть там он это может и без регистрации.

Такой вот у нас иногда необычный бизнес, по нашему.