Найти в Дзене

Кризис юности. Индивидуальные особенности личности.

В школе учат, да и родители рассказывают, что юность - это определенный этап созревания человека и его развитие, который лежит между 14 и 18 годами, если верить отечественной психиатрии. В психологии же данный возраст варьируется между 16-18 годами. Также слово “юность” можно интерпретировать как фразу обозначающую переход зависимого детства к самостоятельной жизни.

В истории древней Руси возрастные категории обозначали не столько возраст, скорее социальный статус. Например “отрок” (в буквальном переводе не имевший право говорить) значило “раб”, ”работник “,”слуга “.

Связь категорий со статусом дошла и до наших дней. Знаменитое обращение “Молодой человек” нередко содержит в себе оттенок пренебрежения. Таким образом представление о возможностях личности каждого возраста связано с существующими в обществе социальными ролями и возрастной стратификации (система организации взаимодействия возрастных слоев)

Возрастная стратификация вводит систему ожиданий, запросов и ограничений (сравните систему запросов к “нормальному поведению” и о степени ответственности подростка и взрослого)

Джейн Левинджер (американский психолог) распределила процесс индивидуального развития на 5 разных моделей:

  1. Темпы развития разных личностей разные, и из-за чего они взрослеют в разное время.
  2. Продолжительность периода роста и развития ограничена и можно в раннем возрасте предсказать каким станет человек.
  3. Исходя из того, что период развития у разных личностей разный, считает что такой прогноз невозможен, потому что личность оставшись на одной ступени, в дальнейшем может вырваться вперед в развитие.
  4. Разные подсистемы организма и личности достигают вершины развития разновременно, поэтому взрослый в каком то плане превосходит ребенка, а каком то уступает.
  5. Каждая фаза индивидуального развития имеет свои индивидуальные противоречия, способ решения которых предопределяет задачи и возможности последующих этапов.

Как итог вышесказанного взгляд на развитие в первые годы немаловажен но не дает полной картины личности. В детстве закладываются только предпосылки и потенциальные возможности развития, а как и почему, и в чем конкретно они реализуются, зависит от личности и жизненного опыта.