Митрополит Питирим (Нечаев) - одна из самых загадочных личностей в Русской Православной Церкви.
Была какая-то непостижимая неудовлетворённость жизнью.
Пустота.
«Звериный оскал империализма» напористо выбирался из топкого и чавкающего болота российской нищеты и растерянности.
Пачки долларов складировались в коробки из-под ксероксов и внаглую выносились из Администрации Президента, исчезая в неведомом направлении.
Раздутая до безобразия пирамида «МММ» готовилась рухнуть с невероятным грохотом, феерично похоронив под своими осколками надежды и чаяния наивных россиян на быстрое и безболезненное обогащение.
А мы с моей подругой, популярной певицей Дианой Шагаевой, любимицей Дрездена и Санкт-Петербурга, поддавшись веянию времени, решили окрестить в одном из московских храмов милого юношу, одного из моих талантливых и пытливых учеников. А Олег (так звали юношу) просто с ума сходил от перспективы заполучить в крёстные такую, невероятно сумасшедшую, парочку!
Мы гуляли по старым московским улочкам, пересчитывая ногами булыжники мостовых и говорили о чём-то глупом и несущественном, ненавязчиво подкалывая провинциальную непосредственность моего ученика.
Храм вырос перед нами неожиданно.
Повеяло древностью и умиротворением.
А вокруг разлилось ощущение силы.
Не злой, и не доброй.
Скорее мудрой.
И всё понимающей…
Мы не могли не войти внутрь. Нас тянуло туда, как магнитом.
Без слов.
Просто тянуло и всё.
В полумраке горели свечи. Слышалось чтение вечерних молитв. Людей было немного. И чувствовалось, что это не случайные прохожие, от безделья заглянувшие на огонёк.
С древних икон смотрели лики святых. Их взгляд проникал в самую душу, доставал до самых потаённых её кладовых и, казалось, единым махом вычищал всякую скверну из сердца, из мыслей, из чувств.
Я смотрел на своих спутников и понимал, что они чувствуют то же самое. Этот храм нас покорил. Своей строгостью и простотой, возвышенностью и домашним уютом, каким-то непередаваемым ощущением горящего очага, у которого по вечерам собирается огромная семья, чтобы поделиться тем, что происходило в течение дня и подарить друг другу немного любви и понимания.
Мы вдруг осознали, что крестины будут именно здесь. И удача благоволила нам в этом. Завтрашнее утро было свободным.
И оно, это самое завтрашнее утро, преподнесло мне ещё один сюрприз.
Подарок судьбы.
Встречу, которая во многом определила мою дальнейшую жизненную философию.
В храме Воскресения Словущего на улице Неждановой (нынче – Брюсов переулок) мне предстояло познакомиться и подружиться на долгие годы, до самой его смерти, с невероятным человеком великой души и великого сердца, одним из столпов вселенского православия – Митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым)…
Владыка Питирим поразил меня до глубины души.
Сочетанием несочетаемого.
Поразительным и недосягаемым величием, царственной статностью, и в то же время невероятной простотой общения.
Силой духа и ранимостью души.
Потрясающей мудростью, отражающейся в бездонных глазах и любовью к простому человеку, скользящей в каждом взгляде, каждом жесте, каждом слове.
Мне казалось, что он совершенно точно знал, зачем пришёл в этот мир и что именно ему надлежит сделать.
И ещё…
Я был абсолютно уверен в том, что этот человек знает ответы на все вопросы. И способен делиться самыми сокровенными знаниями.
Только вот мы не готовы были услышать, понять и принять то, что он тогда говорил. Ведь лишь по прошествии времени, через десятки лет я начинаю понимать, как он был прав в своих суждениях и оценках! И как много старался передать нам, желторотым птенцам гнезда своего!
Именно владыка Питирим научил меня по-настоящему любить Бога и понимать всю глубину и всё величие небывалого подвига Христа, своей кровью и своей земной жизнью искупившего грехи человеческие.
Он рассказывал о том, что не бывает «абстрактной веры» и спасение собственной души – не самоцель. Гораздо правильнее заботиться о спасении душ тех, кто рядом с тобой. И не важно – друзья они тебе или враги. Ибо в первую очередь, они дети Божии, самые любимые, самые опекаемые и самые своенравные из Его творений.
Старец утверждал, что, наверное, самый справедливый путь к Богу – это служение через людей.
Что толку в том, что ты разбиваешь лоб в неустанных молитвах и показном покаянии? Нет, конечно же, если ты ни на что другое не годен – тогда да. Но, разве не было бы правильнее, не забывая молитву, помочь кому-то справиться с проблемой, пережить горе и беду, снова поверить в жизнь и неизреченную милость Господню? Совершить благое дело, способное спасти человека от смерти или утешить в безысходности?
Ведь вера без дел – мертва. И не по словам и вопиющим к Нему молитвам, а исключительно по делам оценит Господь твой земной путь.
И, в то же время, вскормленный «системной» средой, обладая аналитическим складом ума, независимым характером и природной иронией, граничащей, порой, с циничным и беспощадным сарказмом, я вполне осознанно отдавал себе отчёт в том, что, как никто, точно знаю, какие силы скрываются под благообразной вывеской церковной корпорации, получившей в сегодняшнее время весьма ёмкое обозначение – ЗАО «РПЦ»! Какие денежные потоки проходят через счета подконтрольных организаций, и на какие «властные» рычаги можно периодически «давить», не особо утруждая себя этикой и моралью!
Между РПЦ и КПСС не было особого различия в подходе к влиянию на умы и сердца граждан. Равно как и в понимании необходимости манипулирования не только общественным сознанием, но и вертикалью власти снизу и до самого верха.
И в той, и в другой «системе» нужно было уметь вовремя «прогнуться», вовремя «поддержать» и вовремя предать.
В долгих разговорах с владыкой мы касались и этих, и других, очень непростых, тем.
Я никак не мог понять, неужели чистое учение Христа нуждается в такой грязной обёртке?
Неужели всё дело в форме, а не в содержании?
И однажды владыка мне сказал:
- Видишь ли, я сегодня не в фаворе. Скорее даже в опале. Может, за мою деятельность, слишком уж общественно-активную. А может, за мои мысли, далеко не всегда совпадающие с генеральной линией нашего «священного руководства». Но это не значит, что я отрицаю необходимость самого института Церкви. Отнюдь. Просто я считаю, что принципы, на которых он базируется, должны быть несколько иными. И, возможно, когда-нибудь так и будет. Только, боюсь, мне увидеть это не доведётся.
Однако, речь не об этом. Я хочу, чтобы ты познакомился с одним человеком. И, возможно, тогда ты поймёшь, что церковная жизнь не ограничивается исключительно «грязной обёрткой».
И я согласился.
Во-первых, потому, что мне было безумно интересно.
Во-вторых, потому, что я очень много разного слышал об этом человеке.
И, в-третьих, потому, что путь лежал в мой любимый город, город моего детства, город, где я родился.
Я ехал в Ленинград.
Ехал, чтобы увидеться с ещё одним великим человеком.
Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном (Снычевым)…
(© Copyright: Святослав Моисеенко «ПО ТУ СТОРОНУ ГЛЯНЦА…». Свидетельство № 218072900710)