Найти тему
Тайны искусства

12 знаменитых картин похорон

Похоронная практика глубоко укоренилась во всех культурах, традициях и верованиях рода людского. Я собрал ряд известных и, на мой взгляд, знаковых картин похорон в западном искусстве - некоторые из них изображают похороны известных людей, некоторые, наоборот - самых простых.

1. Гюстав Курбе, Погребение в Орнане

Гюстав Курбе, Погребение в Орнане
Гюстав Курбе, Погребение в Орнане

В конце лета 1849 года Курбе начал работать над своей первой монументальной картиной. Тогда он был относительно неизвестным художником, но нашел свой путь к славе, шокировав искусствоведов того времени. Художник использовал холст огромных размеров, обычно предназначенный для "благородного" жанра исторической живописи, чтобы представить «обычную» тему, без какой-либо идеализации. Это застывшее изображение мрачных граждан среднего класса на могиле в родной провинции Курбе. Героизм отсутствует полностью. В Салоне 1850-1851 годов люди были возмущены, осуждая "уродство" персонажей и обыденность всей сцены. Использование Курбе простого народа в качестве величественной темы было расценено как радикальный акт - "двигатель революции", как сказал один критик.

2. Анна Анчер, Похороны

Анна Анчер, Похороны
Анна Анчер, Похороны

Анна Анчер считается самым значительным художником-импрессионистом на датской художественной сцене. Как и во многих других работах Анны, здесь нет реального действия; игра света в комнате является настоящим действующим лицом картины. Здесь ее герои настолько поглощены своими делами, что не замечают присутствия зрителя, а свет на стене - единственный след внешнего мира. Изобразив крошечную комнату, Анчер получила возможность продемонстрировать свое мастерство владения цветом, смешивая вместе голубые, розовые и зеленые оттенки.

3. Эль Греко, Погребение графа Оргаса

Эль Греко, Погребение графа Оргаса
Эль Греко, Погребение графа Оргаса

"Моя возвышенная работа", - так сам Эль Греко назвал эту картину в ходе судебного разбирательства. Длинная надпись под изображением (к сожалению, на этой репродукции ее нет) рассказывает нам историю графа Оргаса: в 1323 году во время похорон благочестивого владыки Оргаса дона Гонсалеса Руиса в этой церкви Санто-Томе святые Стефан и Августин почтили память умершего, спустившись с открытых небес, чтобы поднять тело и положить его в гробницу. Эль Греко попросили нарисовать это чудо, и он написал его так, как будто сам был свидетелем. Маленький мальчик (возможно, сын Греко) знакомит себя и нас с этим событием. Еще один важный момент - размер "Погребения графа Оргаса" составляет 4,8 м х 3,6 м!

4. Александр Герымский, Крестьянский гроб

Александр Герымский, Крестьянский гроб
Александр Герымский, Крестьянский гроб

Эта печальная картина многое говорит о жизни крестьян в Польше XIX века. Уставшие и изможденные крестьяне постоянно борются за лучшую судьбу. Смерть ребенка - это, наверное, самое страшное, что может случиться с родителями, и здесь мы видим, как они скорбят в ожидании похорон. Парадоксально, но смерть близкого человека дала им минуту отдыха, так как им пришлось оставить свою повседневную работу. Герымский был одним из величайших представителей польского реализма и предшественником люминесцентных и красочных экспериментов в польской живописи конца 19 века.

5. Луи Эдуард Фурнье, Похороны Шелли

Луи Эдуард Фурнье, Похороны Шелли
Луи Эдуард Фурнье, Похороны Шелли

Перси Биши Шелли, знаменитый поэт-романтик, утонул в 1822 году, когда его яхта потерпела крушение во время шторма в заливе Специя, Италия. Его тело было кремировано, а останки позже захоронены на протестантском кладбище в Риме. На картине Фурнье изображен погребальный костер в окружении трех самых близких друзей погибшего поэта: слева направо - писатель и искатель приключений Трелони, Ли Хант и соратник Шелли, поэт лорд Байрон. Трелони описал это событие в книге "Воспоминания о последних днях Шелли и Байрона". Стоял жаркий августовский день, но Фурнье решил проигнорировать этот аспект описания, изобразив погодные условия серыми и холодными, чтобы подчеркнуть мрачное и драматическое настроение картины. Шелли выглядит как античный герой, греческий воин, погибший при славных обстоятельствах (конечно, не утонувший во время шторма).

6. Анн-Луи Жироде-Триосон, Погребение Аталы

Анн-Луи Жироде-Триосон, Погребение Аталы
Анн-Луи Жироде-Триосон, Погребение Аталы

Представленная в Салоне 1808 года, картина свидетельствует об обновлении религии во Франции. Действие романа "Атала, или любовь двух дикарей в пустыне", написанного Шатобрианом, происходит в Америке XVII века. Атала - это трагическая история молодой христианки-метиски, которая безумно влюбляется в Чактаса, "индейца", которого она спасла от смертной казни. Оказавшись в ловушке клятвы, данной матери, посвятить себя религии, Атала решает покончить жизнь самоубийством, чтобы не поддаться своей страсти, несмотря на готовность Чактаса принять христианство, чтобы жениться на ней.

7. Эдуард Мане, Похороны

Эдуард Мане, Похороны
Эдуард Мане, Похороны

На этой картине изображен скудная похоронная процессия у подножия Бутт-Муффетар, холма на юго-западе Парижа. На заднем плане мы видим силуэты башен и куполов Валь-де-Гранс, Пантеона, Сент-Этьен-дю-Мон и Тур-де-Кловис. Эта незаконченная картина, вероятно, представляет похороны писателя Шарля Бодлера, которые состоялись 2 сентября 1867 года. Художник, в отличие от других друзей, которые еще не вернулись из отпуска или находились слишком далеко от места церемонии из-за угрожающей летней грозы, был среди немногих присутствующих скорбящих. Мане хранил картину до самой своей смерти. В 1894 году Писсарро приобрел ее в обмен на один из своих пейзажей.

9. Эдвард Окунь, Четыре струны скрипки

 Эдвард Окунь, Четыре струны скрипки
Эдвард Окунь, Четыре струны скрипки

Эдвард Окунь, сегодня немного забытый, при жизни считался одним из величайших индивидуалистов среди польских художников, работавших на рубеже 19 и 20 веков. Его вдохновляло искусство итальянского Возрождения, английское братство прерафаэлитов и Сецессион. В этой чрезвычайно символичной композиции мы видим скрипку, единственный материальный след присутствия умершего скрипача, который играл на ней. Похоронная процессия состоит из четырех женских фигур в черных вуалях - олицетворение струн, на которых он играл.

10. Карло Карра, Похороны анархиста Галли

Карло Карра, Похороны анархиста Галли
Карло Карра, Похороны анархиста Галли

Темой этой футуристической работы являются похороны итальянского анархиста Анджело Галли, убитого полицией во время всеобщей забастовки в 1904 году. Итальянское государство опасалось, что похороны превратятся в политическую демонстрацию, и отказало скорбящим анархистам во входе на кладбище. Когда анархисты оказали сопротивление, полиция применила силу, и завязалась жестокая потасовка. Там присутствовал Карло Карра. В своих поздних мемуарах он пишет

«Я видел перед собой гроб, усыпанный красными гвоздиками, опасно покачивающийся на плечах носильщиков. Я видел, как лошади становились беспокойными, как сталкивались дубины и копья, так что мне казалось, что в любой момент труп упадет на землю и будет растоптан лошадьми...»

11. Георг Грош, Похороны

Георг Грош, Похороны
Георг Грош, Похороны

На этой картине мы видим похоронную процессию в современном городе. Работа посвящена немецкому психиатру и писателю-авангардисту Оскару Паницце, известному своей пьесой "Либесконзил", в которой использована первая исторически задокументированная вспышка сифилиса. Хотя произведения Паниццы, в которых он отвергал всякий милитаризм и религиозную власть, были признаны богохульными как церковью, так и правительством императора Вильгельма II, позже ими восхищались Грош и другие интеллектуалы его поколения. Сам Грош сказал об этой работе следующее:

«На незнакомой улице ночью адская процессия дегуманизированных фигур рабочих, их лица отражают алкоголь, сифилис, чуму... Я написал этот протест против человечества, которое сошло с ума».

12. Франсиско Гойя, Похороны сардинки

Франсиско Гойя, Похороны сардинки
Франсиско Гойя, Похороны сардинки

Эта картина изображает фестиваль масок под названием "Похороны сардинки", популярный испанский праздник, знаменующий окончание карнавала и начало Великого поста, который до сих пор проводится в некоторых частях страны. В масках веселящиеся танцуют на берегу реки Мансанарес, где будет похоронена сардина. Гойя не изобразил на картине ни рыбу, ни большое чучело из соломы, называемое "пелеле", с которого свисает рыба; в центре мы видим скорее тревожно ухмыляющееся лицо "короля карнавала".

Кстати, если вам нравится Гойя, то советую вам мою статью Что такое чёрные картины Гойи.

***

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк.

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство