Героем одного из недавних выпусков “Исторического стендапа” стал знаменитый древнекитайский философ и мудрец Конфуций.
https://youtu.be/rQoWrPAJ36o?t=349
Вы не раз наталкивались на его цитаты в различных мемах на просторах соцсетей. Правда, потом можно было обнаружить эту же цитату, но уже за авторством Джейсона Стэтхэма.
Так в чём же на самом деле заключалась суть конфуцианства - учения, созданного Конфуцием и развитого его последователями?
Начнём с того, что конфуцианство - это не религия в чистом виде, в нём нет института церкви, его этика не религиозна.
Это в первую очередь этико-философское учение, идеалом которого является создание гармоничного общества, в котором всякая личность имеет свою функцию. Общество это должно быть построено на идее преданности/лояльности в отношении между начальником и подчинённым. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Правление должно осуществляться добродетелью. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Иными словами, ролевая модель “отец-сын” переносилась на отношения “начальник-подчинённый”, “правитель-подданный”.
Всего в каноническом конфуцианстве можно выделить 22 категории, из которых со временем развилось представление о “пяти постоянствах”:
- Жэнь - человеколюбие
- И - долг
- Ли - ритуал
- Чжи - знание
- Синь - искренность
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии и принципа организации государства свыше двух тысяч лет вплоть до начала XX века. После недолгих гонений в эпоху Мао Цзэдуна, сейчас конфуцианство вновь играет важную роль в духовной жизни Китая.