Рынок энергоресурсов лихорадит уже второй год. Благодушные настроения в США и Европе, доминировавшие ещё в 2019 году из-за низких цен на нефть и газ и надежд на скорый переход к возобновляемой энергетике сейчас сменились паникой из-за того, что начали одна за другой падать костяшки домино. А ведь первая из них упала задолго до начала коронавируса.
Всё началось с майнинга. Именно он вызвал рост потребления электроэнергии значительно сверх ожиданий всех прогнозов. Значительная часть поставщиков переориентировались на Азию из-за того, что в Европе в среднесрочной перспективе нужда в ископаемом топливе должна была значительно снизиться, в Азии в том числе и из-за майнинга спрос стабильно рос. Коронавирус же привёл сначала к падению спроса на топливо во всём мире из-за коронавирусных ограничений, а потом к резкому росту спроса из-за перестройки экономики и выхода Китая из коронавирусного кризиса. На это наложились сложности с логистикой из-за всё тех же коронавирусных ограничений, из-за чего европейский рынок потерял всякую привлекательность — азиаты просто готовы платить больше европейцев, чтобы к ним поставляли топливо. Из-за этого цены на энергоносители стабильно ползли вверх.
Следующей костяшкой домино стали пожар на ямальском месторождении и ещё пара аварий на газотранспортной инфраструктуре России в 2021 году, которые привели к некоторому недоотпуску топлива в Европу. Там это вызвало рост цен на газ, который привёл к тому, что часть стран захотели подождать стабилизации рынка и не закупали топливо, что привело к росту ажиотажного спроса осенью, когда надо было срочно заполнять газохранилища. Это подстегнуло и так высокие цены выстрелить, как тогда казалось, в космос.
При этом США и ЕС в такой ситуации были вынуждены искать способы как-то нарастить поставки газа в Европу. Вариантов тут было немного. Поставки сжиженного газа были ограниченны тем, что большая часть танкеров, способных его возить, уже надолго зафрахтованы в Азии. Поставщики трубопроводного газа и так при деле. Россия нарастить поставки может, но это геополитические риски из-за ситуации на Украине. Выходом могла стать реанимация сделки с Ираном — тот готов продавать газ и нефть Европе, но для этого нужно снять санкции. Тут правда есть проблема в том, что без модернизации инфраструктуры в Европу поставки будут жиденькими и год-два уйдёт просто на налаживание. Более того большая часть иранских энергоресурсов после снятия санкций ушли бы сразу в Азию. Но даже такие поставки в Азию могли бы снизить давление на рынок сжиженного газа и высвободить часть транспортных мощностей для снабжения Европы от других экспортёров. Сделку ожидали возобновить в 2022 году...
Но в феврале всё пошло наперекосяк. Из-за спецоперации РФ на Украине США уже отказались от российской нефти, ЕС декларирует цель полного отказа к концу году. Но здесь и сейчас цены ползут вверх, газ теперь уже точно улетел в космос, пробив на пике цену в 3к долларов (потом отскочило, но вообще цену на европейском рынке штырит, как героинового наркомана), нефть тоже впервые за 8 лет пробила цену в 100 долларов. И это ещё не предел. Газ сейчас ЕС взять неоткуда. С нефтью попытка надавить на страны ОПЕК привела к фиаско — они заявили, что добыча и так на максимуме и увеличивать её некуда.
США метнулись кабанчиком к венесуэльскому "тирану" Мадуро, так как на фоне необходимости заменить поставки России в первую очередь в США, а также снизить стоимость нефти на рынке тот потерял всю свою ужасность. Пока неизвестно, удалось ли о чём-то договориться, но в США эти переговоры вызвали уже очередной вал критики Байдена и его администрации.
И тут на сцену выходит КСИР и демонстративно в ночь на 13 марта обстреливает американские объекты в Ираке. Реакция США пока нулевая. С одной стороны никто не пострадал, с другой — КСИР сделал это всё демонстративно. Почти готовая ядерная сделка и так на прошлой неделе внезапно забуксовала из-за желания России получить гарантии свободной торговли с Ираном в условиях санкций со стороны ЕС и США. Из-за этого делегация Ирана официально отозвана на консультации. В реальности это могло быть частью внутренней борьбы, где КСИР, выступающий против сделки, сделал наконец свой ход. Если сделка сорвётся, то на энергорынке Европы случится идеальный шторм, так как никаких перспектив сейчас нарастить поставки туда топлива нет. США похоже всеми силами хотят сделку сохранить, но что будет дальше — совершенно неясно.
При этом иранские прокси в Йемене постоянно пытаются атаковать нефтяную инфраструктуру на территории Саудовской Аравии. Если им удастся повторить свой перформанс 2019 года, когда из строя был выведен крупнейший НПЗ в СА, то цена на нефть может устремиться к таким высотам, о которых только безумцы ранее мечтали. Сирия находится под жёсткими санкциями, и на её топливо нельзя рассчитывать. Туркмения, не смотря на то, что не находится под санкциями, имеет изношенную нефтегазовую инфраструктуру, а также проблему с доставкой своего топлива за рубеж. Есть слухи, именно слухи, что все амбиции стать поставщиком газа и нефти №1 в мире, ну или хотя бы в Европе, упираются не в то, что русские не пускают туркменский газ и нефть в полном объёме через свою инфраструктуру, а в крайней степени исчерпания активных месторождений и нехватке средств на развитие новых. В любом случае Туркмения не сможет никак в ближайшие пару лет изменить эту ситуацию.
Алжир может и хочет поставлять газ и нефть в Европу, но существующие уровни их добычи недостаточны ни для замещения России, ни тем более для сокращения дефицита топлива в мире. Наконец, собственно европейская газодобыча в Северном море тоже ограниченна и не может быть значительно увеличена, тем более, что из-за "зелёного поворота" последние лет 5 она недофинансирована из-за ухода многих инвесторов. Так что по всему выходит, что в лучшем случае Европу весь этот год будет лихорадить, в худшем случае нас ждёт самый серьёзный энергокризис за 50 лет. И вызван он будет исключительно политикой санкций, проводимой Западом (без осуждения самого явления, просто это реально так).
Чего ждать? Катастрофы. Честно, если цены на газ и нефть продолжат расти, то весь химпром, завязанный на нефте-газе в странах-импортёрах, ждёт смерть. При нынешних ценах продукция предприятий химпрома крайне нерентабельна. В Европе уже многие заводы либо переведены на минимальный уровень производства, либо временно остановлены. Кризис тут вдвойне опасен, так как в первую очередь удар коснётся индустрии удобрений, а значит может начаться их нехватка и уже сельскохозяйственный кризис. А ещё будет дикий рост цен на топливо (и на электричество), так что ждёт ещё и кризис наземной и воздушной логистики.
Да и металлургии тоже придётся несладко, хотя чего уж там — всей промышленности. И так одна за другой костяшки домино могут обвалить всю международную экономику и кризис может оказаться похлеще Великой депрессии. Просто потому, что сейчас уже начинаются процессы развала производственных цепочек, усугубляемые различными санкциями, контрсанкциями и дичайшим уровнем неопределённости. Наш мир слишком глобален для всё усиливающейся его фрагментации, а значит в нынешнем положении он дико неустойчив. Хочется ошибаться в своих прогнозах, но пока у меня есть стойкое ощущение, что худшее ещё впереди и шар судьбы будет давить всех не разбирая.