Найти тему
Nastamakarenko

В каких нишах возможен спад: что с этим делать и как минимизировать риски.

Пост основан на моем личном опыте и субъективном взгляде на рынок. Речь будет идти о нише в целом, что не является прогнозом для каждого отдельно взятого бизнеса в данной нише. 

Цены растут, доходы, учитывая курсы $€, падают, многие люди находятся в состоянии неопределенности и даже паники. Спад в некоторых нишах будет с любом случае, однако удар можно смягчить, если своевременно внести определённые корректировки. 

Event (праздники, свадьбы, дни рождения и пр.) - ниша уже показала свою уязвимость в период коронавируса. Возможные корректировки: расширение ЦА и перечня услуг для b2b (выставки, презентации, рекламные акции и пр). Чем шире спектр, тем больше шансов сохранить обороты. Так же упор стоит делать на детских мероприятиях: на детях экономят в последнюю очередь. 

Клининговые компании - для некоторых людей данный вид услуг может стать роскошью. Возможные корректировки: упор на химчистку мягкой мебели и текстиля, так как данная услуга направлена на экономию (позволяет привести в порядок старую мебель, чтоб не покупать новую), внедрение грамотной системы лояльности, оптимизация расходов, работа с корпоративными клиентами.

Прачечная (стирка белья) - аналогично с клининговыми компаниями, для многих данный вид услуг может стать роскошью. Возможные корректировки: расширение спектра услуг (химчистка, ремонт одежды и др. услуги направленные на сохранение одежды, текстиля и тд), сектор b2b.

Кондитерские (не пекарни) - в период стресса люди, конечно часто хотят сладкое, но альтернативой торта за 2 тыс. является шоколад, который стоит на порядок ниже. Возможные корректировки: работа с ассортиментом товаров, внедрение системы лояльности (есть далеко не во всех кондитерских), коллаборации (с ресторанами, пекарнями, event-агентствами, магазинами и т.д.). 

Салоны красоты, студии маникюра, косметологии, студии по оформлению бровей, ресниц и т.д.- в большинстве своём люди начнут экономить на этих услугах. Возможные корректировки: все та же система лояльности, внедрение недорогих услуг, которые являются альтернативой привычных (массаж лица в косметологии позволяет добиться похожего эффекта, которые дают инъекционные методики), оптимизация расходов (цены на расходные материалы изменились, есть смысл поменять те позиции, которые возможно на более доступные марки), продажа средств для домашнего ухода, позволяющие сохранить эффект от услуги на более длительный срок (хорошо всем: салон получил деньги, а клиент получил возможность дольше оставаться ухоженным), дополнительная польза (укладка в подарок и т.д.)

-2

Магазины косметики - в данный момент спад, возможно, не коснулся данной ниши, так как покупатели активно приобретали впрок любимые бренды косметики, приостановившие поставки в Россию, однако в ближайшее время возможен резкий спад. Возможные корректировки: работа с ассортиментом, имеется ввиду расширение товарной матрицы, активная работа с российскими брендами и брендами дружественных стран, корректировки системы лояльности, оптимизация расходов, внедрение интернет-торговли, если ее еще нет. 

Обучения для взрослых- в отличии от обучений для детей, где спад будет менее существенный, в сфере андрагогики возможны серьезные просадки. Исключения: эзотерика (по принципу любви к чуду), обучение реальным профессиям, серьезные учебные заведения, востребованные лекторы. Варианты корректировки: снижение цен (благодаря бесконечным «запускам» и «прогревам» в известной соцсети, цены на различные обучения выросли до космических цифр, но эта эра закончилась), корректировка профиля программ, повышение ценности продукта, работа с кадровым составом. 

-3

Туризм 🏕 - вот здесь все напрямую зависит от целевой аудитории. Премиум-туризм пошатнётся в наименьшей степени. Что касается туризма, направленного на более широкую аудиторию, то здесь спад будет. Отдых для многих станет не по карману. Варианты для корректировки: решающий фактор выбора -цена, поэтому туры выходного дня и туры по России будут пользоваться спросом, второй фактор - оригинальность (необычные места, нестандартные подходы), работа с корпоративными клиентами (выездные бизнес-туры и т.д.), идеологические туры (ретриты, женские туры), предоставление дополнительной выгоды (скидка на бронь отеля, трансфер, экскурсия). 

Ювелирные украшения- просадка будет, так как это товары не первой необходимости. Варианты корректировки: работа с ассортиментом, сокращение затрат, в том числе сокращение площадей, интернет-торговля. 

Данный перепечь, к сожалению, не ограничивается нишами, о которых я написала, но вы можете в комментариях задавать любые вопросы по любым нишам. 

И в дополнение: сейчас главное быть честными со своими клиентами, рано или поздно придётся менять ценовую политику и вот как раз ее не стоит менять по-тихому, важно оставаться в диалоге, быть открытыми и искренними- это всегда располагает. 

Следующий пост планирую написать о нишах, в которых будет взлёт и как его усилить.