№3 в ЕГЭ по русскому языку – задание новое и, на мой взгляд, не до конца продуманное. Слишком уж много теории и специфических терминов туда запихнули. Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!», но составители ФИПИ в этом году постарались на славу. Так что мы продолжаем разговор, начатый в предыдущей статье, и рассматриваем такие жанры журналистики, как репортаж, полемическая статья и интервью.
Об очерке, путевых заметках, рецензии и канцеляризмах я рассказывала здесь:
Основная теория по заданию №3 дана здесь:
Не расскажи, а покажи!
Это девиз любого репортёра. Репортёр – это журналист, который постоянно выезжает на места событий и в основном работает в жанре репортажа или же использует репортажную подачу в заметке, очерке, статье.
Важнейшей особенностью репортажа становится эффект присутствия. Репортер с помощью многочисленных средств создаёт его в материале. Например, описывая специфические запахи, тактильные ощущения, визуальный ряд, чувства людей. А второй важнейший эффект – эффект соучастия удаётся создать далеко не всем. Но если читатель или зритель не просто видит себя на месте событий, но и представляет в виде участника, то репортаж точно удался!
Репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное и наглядное представление о событии. По сути, это поэтапное фиксирование журналистом результатов своего наблюдения, поэтому присутствие репортёра на месте действия является обязательным. Он должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей: участников или очевидцев события.
Основные признаки жанра:
1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; особенности окружающей обстановки).
А полемика – это что?
Такой вопрос задаёт мне каждый ученик, когда я начинаю говорить об итоговом сочинении или о полемической статье. Полемика – это спор с предъявлением доказательств, опровергающих точку зрения оппонента. Следовательно, полемическая статья – это жанр аналитической журналистики, в которой автор ведёт дискуссию с конкретным оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. Возможно, и не с одним. Журналист должен обосновать свою позицию по спорному вопросу и опровергнуть или поставить под сомнение аргументы своего оппонента. Голословные утверждения, естественно, никого не убеждают, поэтому автор приводит многочисленные факты, доказывающие его правоту.
Часто полемические статьи выходят накануне крупных политических событий (выборов, референдумов), во время обсуждения новых законов или поправок к ним. А так как в них присутствует драматизм, чувствуется накал страстей, аудитория читает их с интересом. Кроме того, такой материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие.
Что там писать? Задал вопросы – записал ответы!
Интервью, наверное, самый простой для понимания жанр. Все от мала до велика знают, что задача журналиста состоит в том, чтобы замучить своего собеседника вопросами (чем острее, тем лучше) и записать получившуюся беседу. И всё. Вот и будет интервью. Но это не совсем так.
Интервью – это жанр журналистики, представляющий собой диалог с конкретным лицом (медийной персоной, специалистом, очевидцем). Текст изложен в вопросно-ответной форме.
Такая беседа требует от журналиста серьёзной подготовки: знания предмета разговора, составления списка вопросов, умения передать речевую характеристику интервьюируемого, удалив при этом «словесный мусор»: повторы, слова-паразиты. Не стоит забывать, что «раскрутить» собеседника, вывести его на откровенность, сделать так, чтобы он захотел что-то рассказать – это задачка далеко не из лёгких.
Анна Терехова
Все материалы канала собраны здесь: