Найти тему
Никита Иванов

Дух смиренномудрия.

Прежде чем написать о смиренномудрии, хочу рассказать одну историю. Это было много лет назад, я был еще молод и, как многие молодые люди, смотрел на мир просто, во всяком случае, проще, чем сейчас. Мои встречи с отцом Кириллом Павловым стали уже регулярными, раз в два или три месяца я старался бывать у него, а за этот промежуток времени накапливались вопросы, которые я довольно тщательно записывал.

И вот в один из таких приемов в моем блокноте оказался вопрос «Что такое смирение и как его достичь?» Есть вопрос – будет и ответ. Глубоко вопросы обдумывать тогда не приходилось, и я задал его в числе прочих. Когда батюшка его услышал, то широко улыбнулся и так же быстро ответил мне: «Достичь смирения очень просто – надо считать себя хуже всех». Я спокойно записал ответ и подумал тогда: как просто!

Придя домой и перечитывая ответы отца Кирилла, я стал разбирать их еще раз внимательнее. И когда дошел до этого ответа, остановился… А как считать себя хуже всех? Я посмотрел мысленно по сторонам... Подумал о многих столь разных и не всегда хороших людях, вспомнил людей и похуже и задумался еще крепче.

Недалеко от нашего дома был Курский вокзал, и я частенько проходил мимо его постоянных обитателей, в девяностые там была такая публика, что приходилось проходить почти бегом. Я мысленно представил себе их образы и ужаснулся. Ведь в словах «хуже всех…» нет исключений. Как же считать себя и хуже их?! И только тогда я понял, какое это непростое дело – смирение!

Теперь, говоря о духе смиренномудрия, я еще раз как будто заглядываю в глубину пропасти, а эта пропасть – наука о смирении. И сегодня я думаю, что смиренномудрие, о котором мы слышим еще у преподобного Антония Великого и которое так глубоко преподал нам святитель Игнатий Брянчанинов, которое единственное может преодолеть «сети миродержца», – это наука из наук, а дух смиренномудрия – это прежде всего дух Христов.

Можно сколько угодно много молиться и поститься, но если этим духом не будет освещено сердце христианина, молитва тщетна, а пост вреден. Думаю, что именно поэтому прошение о смиренномудрии идет вслед за прошением чистоты и целомудрия, потому как очищенный постом человек нуждается в смиренномудрии как в одежде, без которой ему нечем прикрыть свою духовную наготу. Подумайте, какие мы душами перед Богом и перед святыми, стыдно и подумать, а смирение покроет наши немощи и страсти, согреет душу от озноба гордости мира и огня похоти очей, даст нам спасительную возможность заглянуть в себя по-настоящему. Это так трудно, но так необходимо.

Господи, дух смиренномудрия даждь ми! Смирение покрывает грехи наши, ибо осудивший себя прощен Богом. А мудрость смирения отрешает нас от грехов мира, ибо осудивший себя не судит мир, да и до мира ли ему, когда над ним самим суд…