Рынок услуг по продвижению сайтов последние годы рос как на дрожжах, а после закрытия основных любимых многими компаниями социальных сетей, типа Instagram, стал востребован как никогда.
Многие бизнесы потеряли свой основной канал общения с клиентами, некоторые компании вообще продавали всю продукцию через социальную сеть, и сейчас у них не остается иного выбора, кроме как полезть в "тяжелый е-ком". То есть сделать сайт и начать его продвигать.
По своему опыту могу сказать: когда только начинаешь работать с интернет-магазином, и слова типа "Яндекс Директ" звучат для тебя как "что-то на незнакомом", становишься лакомой жертвой инфоцыган, непрофессионалов в сфере продвижения и красивых молодых ребят, обещающих, что за 30 000 они сделают из вас миллионера, а из вашего сайта с товарами "новый Ozon".
За 5 лет я сделала интернет-магазин, который показывает ежегодный прирост в 1,5-2 (а в COVID и вовсе в 4) раза, крупнейший в нашей отрасли. Я и моя команда прошли через все стадии отрицания и негодования, поменяли и уволили не одного некомпетентного (и откровенно пытающегося нас нагреть) специалиста.
Вы удивитесь, если узнаете, КАКОЕ количество агенств откровенно воруют деньги у своих клиентов или как нелепо спускаются бюджеты на абсолютно неэффективную, хоть и красивую рекламу. Моя личная теория: рынок таких "профи" цветет, потому что в наше время даже самый талантливый коммерсант может не знать тонкостей работы с онлайн-рекламой в силу возраста или отсутствия времени. Пока он поймет, что вкладывает он больше, чем получает выручки, пройдут месяцы, а то и годы, ведь его таргетологи будут складно петь ему про "долгосрочные инвестиции в бренд".
В конце концов нам удалось выработать свою стратегию подбора кадров на продвижение в интернете, и теперь мы знаем секрет, как определить таких "инфоцыган" после первых 10 минут собеседования.
НИЖЕ ПОДБОРКА 5 МОИХ ЛЮБИМЫХ СОВЕТОВ, КАК ТАКИХ ОБНАРУЖИТЬ НА СТАРТЕ И ОТОГНАТЬ ОТ ВАШЕЙ КОМПАНИИ ПОДАЛЬШЕ:
1) Если к вам приходит приятный молодой человек и без погружения в ваш бизнес, не зная ни маржинальность товара, ни структуру компании, без какого-то анализа отрасли утверждает, что сделает вам супер продвижение, 99%, что этот человек непрофессионал. Фразы вроде "Не важно, что продавать, важно знать алгоритмы продвижения и маркетинг" должны стать вашей красной сиреной, что с этим агенством вам работать нельзя.
2) Задайте вопрос: смогут ли вам выдать доступы к рекламным кабинетам? Если ответ "нет" - бегите. Если вам продолжат утверждать, что так нельзя сделать, потому что "в кабинете много других клиентов" или "вы можете там что-то поломать", задайте вопрос: а почему нельзя сделать для нашей компании отдельный кабинет с доступом наблюдателя, а не редактора? В 99% случаев так делают агенства, которые или спускают ваши бюджеты на плохо настроенную рекламу, или просто забирают их себе.
3) Посмотрите на договор и коммерческое предложение, которое вам прислали. Если они сделаны по шаблонам и не имеют детального погружения в ваш продукт, то скорее всего, даже к первой вашей встрече никто и не готовился профессионально. Не ждите, что рвение познать тонкости вашего чудесного товара и клиента появятся позднее, когда вы уже оплатите счет.
4) Если после подписания договора агенство обещает почти сразу запустить рекламу, это должно стать для вас еще одним звоночком. Запомните: нельзя запускать даже тестовую рекламу без изучения конъюнктуры рынка. Вас должны брифовать, мучать вас с вопросами о структуре вашей компании, о ваших конкурентах, сами изучить рынок, сделать исследование, в идеале вообще поселиться у вас в офисе на неделю, чтобы знать вас так же хорошо, как вы сами. Нет никаких шаблонных решений, и те, кто вам это обещает, как волшебную таблетку, по моему мнению, нагло врут.
5) Если вам не готовы объяснять даже базовые вещи, если уходят от ответа с формулировкой "Это сложно, вам не стоит вникать", то либо ваш подрядчик Марк Цукерберг, либо он не хочет, чтобы вы стали разбираться в отчетах, содержащих реальные цифры и стратегии. А это значит, что в этих отчетах что-то не так. Нормальное агенство счастливо таким запросам от клиентов: они начинают понимать с полуслова и сами генерят идеи.
Плюс я лично рекомендую вам: не поленитесь попросить список действующих клиентов подрядчика и соберите комментарии. Это поможет вам узнать о реальных результатах других клиентов, а также понять, кто конкретно руками собирал успешные рекламные кампании. Если у вас есть доступ в Спарк, посмотрите выручку и динамику агенства, с которым собираетесь подписаться. В конце концов: просто изучите сайт и прошлые проекты вашего будущего подрядчика.
Ну, и от себя: начинать первые шаги в еком сложно, причем как профи, так и новичкам. Не бойтесь задавать "глупых" вопросов, бойтесь, когда ваши же спецы вам не хотят на них отвечать.
Пост написан в соавторстве с моим дорогим коллегой, нашим главным специалистом по продвижению e-commerce, который обучил меня половине всего, что я знаю о диджитал, Тимой Макаровым.
#маркетинг #реклама #pr #диджиталпродвижение #ecommerce #диджиталмаркетинг #таргентинг #контекстнаяреклама #яндексдирект #instagram