Найти тему
BIM на практике

BIM как инструмент нахождения ошибок в рабочей документации

Оглавление

Сегодня в строительной отрасли наверняка уже не осталось людей, которые не слышали о технологии информационного моделирования.
И многие даже слышали о распиаренных плюсах «новой Эры проектирования».

Но для большинства из них всё также остаётся открытым вопрос: какие в действительности задачи может закрыть BIM? Какую пользу он реально может принести? Где позволит сэкономить? И так далее...

Сегодня мы поговорим о том, что будет, если взять рабочую документацию и «поднять» по ней модель здания. Действительно ли в проектной и рабочей документации всегда так много ошибок, как жалуются строители? И, если да, то почему это так?

Ледовая арена, 5600 кв.м.
Ледовая арена, 5600 кв.м.

В конце 2021-го года к нам обратилась подрядная организация (далее, Строитель) именно с такой просьбой – имеется рабочая документация Ледовой Арены площадью 5600 кв.м, необходимо:
● «поднять» модель;
● найти ошибки или любого рода нестыковки, чтобы учесть их до начала процесса возведения;
● перед созданием модели определить и предложить «необходимые и достаточные требования», которые позволят минимизировать бюджет моделирования, но при этом найти наиболее дорогие «просчёты проектировщика».

-2

Если говорить вкратце, мы с заказчиком остановились на следующем списке требований:

● Дисциплины (разделы РД), подлежащие моделированию: АР, КР, ОВ, ВК, ЭОМ, ТХ - со всеми подразделами (по факту ещё дополнительно сделали примитивную модель раздела ГП - чтобы здание не «висело» в воздухе).

● Модель каждого раздела формируется в соответствии с рабочей документацией данного раздела (без устранения междисциплинарных пересечений, так как в этом случае пришлось бы перевыпускать документацию и возможно «заходить» на повторную государственную экспертизу).

● Обмен моделями и итоговая выдача Сводной модели осуществляется через веб-сервис BIMIT, который, среди прочего, позволяет «сохранить виды модели» через инструмент «Задачи», чтобы организовать передачу найденных нестыковок Строителю.

● Требуемый уровень детализации - LOD300, для ТХ и элементов комплектной поставки допускается LOD200 (по факту выполнили LOD300-400).

● Информационное наполнение модели содержит полный перечень атрибутов в соответствии с рабочей документацией.

● Крайне сжатые сроки - 83 календарных дня с момента «запроса» (а не с даты заключения договора и не с даты аванса). Сложность заключалась в том, что в эти 83 дня вошли также новогодние праздники.

ПИРС – удобный онлайн сервис, когда для решения конкретной проектной задачи, необходимо найти свободных исполнителей, с различным опытом работы, из всех уголков нашей необъятной Родины.
ПИРС – удобный онлайн сервис, когда для решения конкретной проектной задачи, необходимо найти свободных исполнителей, с различным опытом работы, из всех уголков нашей необъятной Родины.

Поиск исполнителей

Учитывая ситуацию, пришлось параллельно определять требования к модели, собирать команду и начинать выполнение. Четыре раздела из шести (КР, ВК, ЭОМ, ТХ) получилось «закрыть» знакомыми проектировщиками. А в поиске архитектора и ОВ-шника нам помог сервис ПИРС, где сегодня зарегистрировано более 3000 проектировщиков. Они при регистрации указали раздел, который выполняют, чтобы им приходили оповещения о новой работе «по их части», которая будет выложена на ПИРСе. А мне достаточно было лишь зарегистрироваться в качестве Заказчика и разместить информацию по своему нестандартному Проекту.

Важно отметить, что обычно платформа используется для поиска исполнителей на выполнение проектной и рабочей документации - то есть сервис полностью «заточен» под эту узкую задачу - работа выкладывается в соответствующие разделы ПД или РД. А в моём случае, казалось бы, задача совсем не стандартная.

Но с помощью технической поддержки и «капельки креатива» мне удалось за пару часов полностью разобраться с функционалом, адаптировать свой Проект под существующие возможности платформы и разместить «оффер».

В течение пары дней на каждый раздел откликнулось по 3-5 исполнителей (ООО, ИП или Самозанятых), каждый из которых обозначил своё предложение по цене и срокам. Оперативно были приняты решения и сформирована команда.

Начало работы

В процессе работы выяснился особенный плюс веб-сервиса BIMIT – мы можем просто выдать проектировщикам доступ и ссылку, чтобы они самостоятельно выгружали модель из исходного программного обеспечения в формат IFC, и далее самостоятельно подгружали на сайт - причём, «права» проектировщика ограничены только его зоной ответственности - его разделом. А всем остальным участникам проекта сразу же приходит уведомление на почту или в телеграм - о том, что добавлена новая ревизия (версия) подмодели.

BIMIT – единая среда: проектировщики, заказчики, строители.
BIMIT – единая среда: проектировщики, заказчики, строители.

Таким образом, мы сэкономили немало времени бим-координаторов на операциях экспорта и импорта, которые всегда становятся камнем преткновения, потому что лишь проектировщик в полной мере знает, какие элементы модели и какую информацию он хочет передать. И достаточно просто выдать ему короткую инструкцию по экспорту, и далее он всё сделает сам, лишь изредка обращаясь за консультацией.

Как вы поняли, одних лишь проектировщиков недостаточно для такой работы. Нужна также команда BIM-специалистов (мастеров и координаторов), которые выполнят необходимые семейства, настроят среду общих данных, наладят процесс экспорта моделей в формат IFC (для подгрузки в BIMIT), а также неоднократно проверят результат проектировщика-моделировщика. Как оказалось, даже целые команды, состоящие из четверых ОВ-шников, троих конструкторов, двух технологов, двух электриков, не могут «просто так взять и смоделировать без ошибок». Незамыленный взгляд - это очень важно. У проектировщика-моделировщика срабатывает человеческий фактор, поэтому он местами некорректно заполняет информацию, местами не совсем правильно читает чертёж. И причина тому - ошибки в рабочей документации, о которых мы поговорим далее. Поэтому, нужна отдельная команда «бимов», которые проверят, перепроверят и помогут исправить в сжатые сроки.

И здесь важно указать, что также нельзя просто взять «бимов» и посадить на моделинг. Потому что BIM-специалист всё-таки имеет свою специфику, и редко обладает полным перечнем навыков проектировщика, который, в свою очередь, ежедневно вынужден принимать проектные решения. BIM-спец просто не заметит ошибки РД, либо не будет знать, как правильно их «разрулить».

Пиджак ГИПа

Ну, а мне пришлось выступить в роли ГИПа, если можно так выразиться. По ходу выполнения работ мы, совместно с проектировщиками, доуточняли требования (или, наоборот, допущения) модели, потому что на старте никто не мог ожидать, что ошибок в рабочей документации может быть такое количество и разнообразие. В некоторых местах приходилось принимать проектные решения, которые «забыл» однозначно утвердить проектировщик.

-5

Например, в разделе Отопление не был определён способ подключения радиаторов. На планах - боковое подключение. И в спецификации указан прибор compact c11 - это радиатор с боковым подключением. Но на схемах показано нижнее; и даже разрисован узел с нижней подводкой (или скопирован из другого проекта, как часто бывает при 2D-проектировании). Аналогично, в листе общих данных указано, что радиаторы подключаются снизу. В данном случае, совместно с проектировщиком-моделировщиком ОВ, мы приняли нижнее подключение исходя из эстетических соображений и аксонометрических схем, а также с целью уменьшения расхода труб. И заблаговременно сообщили Строителю о том, что понадобится замена радиаторов на compact c11 ventil (с нижним подключением).

Также, в разделе Отопление в ряде примечаний и узлов указана отметка низа радиатора +0,150, но на общей схеме указана отметка трубопроводов +0,150 (хотя трубы идут очевидно под радиаторами). Мы посмотрели отметки полов и окон, а также высоту радиаторов; затем предположили, что на схеме данные неверные, а на узлах - корректные; и разместили на данной отметке радиаторы.

Результат

И это лишь два пункта из списка в 95 замечаний, который мы сформировали по итогу данной работы:

● ошибочно смещённые оси между АР и КР (здесь отдельную «злую шутку» сыграла сложная компоновка здания, в котором часть осей расположены под углом 45 градусов);

● в КР: развёртки стен, «небьющиеся» с планами и разрезами; неверные привязки стен к осям, расположенные на одном и том же чертеже, в нескольких сантиметрах друг от друга; неразработанные узлы примыкания балок под взаимным углом 45 градусов;

● в АР: отсутствует разуклонка пола под трап в некоторых мокрых помещениях, отсутствует утепление наружной кирпичной стены, в планах не учтена требуемая отделка колонн - штукатурка под покраску;

-6

● между АР и КР не сходятся: размеры множества проёмов (как по высоте, так и по ширине); отметки нижнего пояса ферм (из-за этого оборудование и проводки смежных разделов расположены на хаотичных отметках);

● в ЭОМ: траектория прокладки коробов на одном плане не совпадает с другим планом; ошибки с точки зрения соблюдения норм; проходка «по внешнему радиусу» (когда вместо двух коробов по разные стороны арены пускается единый, который обходит вокруг всей площадки);

● в ВК: сети В1 и В2 соединены и ошибочно имеют разные маркировки; трубы приняты по ГОСТ 10704-91, а номенклатура (маркировки) - частично по ГОСТ 3262-75 (из-за этого местами не так просто разобраться, какой всё-таки диаметр надо применить, аналогичная проблема и в разделе Отопление); неверные отметки трасс приводят к тому, что часть сети выходит за пределы здания (там, где меняется этажность).

● в ТХ: массово размеры оборудования на плане меньше, чем в спецификации или каталоге - из-за этого местами оборудование и мебель просто не входят в помещения, где они должны быть расположены.

Во многих моментах пришлось «распутывать» эту рабочую документацию, подобно детективу - тем самым, почувствовать себя в «шкуре» строителя, ежедневно сталкивающегося с подобными ошибками проектировщика. И виной всему банальный человеческий фактор, который можно устранить описанным методом - с помощью технологии информационного моделирования и привлечения «незамыленного» взгляда.

Также, во всех разделах нашлись количественные ошибки в спецификациях, наиболее «дорогие» из которых мы опишем в нашем следующем материале через неделю.

Благодарю за уделённое время:
Алексей Дрогомирецкий, генеральный директор ООО «БИМ-Эдвайс».