История церковнославянского языка полна не только великими гимнографическими произведениями, а значит, и великими учеными, поэтами, распевщиками, агиографами и гимнографами. Об одном из них, а именно об игумене Хутынского монастыря Маркелле Безбородом (предположительно 1530-1558), и пойдет речь.
Маркелл Безбородый является агиографом, книжником, композитором, распевщиком и гимнографом, творчество которого приходится на эпоху великих государственных начинаний и культурного расцвета Московской Руси XVI века. Культурный расцвет этого периода связан с особой политической и социальной обстановкой в стране, которая побуждала государственную и церковную власти реализовать инициативы в областях знания и искусства. Рождение идеи «Москва – Третий Рим», создание Домостроя, Стоглава, Великих Четьих Миней, Степенной книги, а также канонизация множества русских святых, а вследствие появление новых похвальных слов, канонов и в целом текстов на церковнославянском языке, стало итогом работы сотен образованных и одаренных в разных областях людей XVI века, среди которых был Маркелл Безбородый.
О нем сохранилось немного отрывочных биографических сведений, которые ограничиваются несколькими годами. Упоминание о нем есть в «Предисловии, откуду и от коего времени начася быть в нашей Рустей земли осмогласное пение», сочинениях Маркелла, а также в Никоновской и Новгородской второй летописях. В житии преподобного Саввы Сторожевского, автором которого он является, Маркелл называет себя иноком, а уже в Никоновской летописи 1555 года он упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского монастыря. В 1557 году он оставляет послушание игумена и полгода живет в Антониевом монастыре, затем уезжает в Москву, предположительно, по приглашению в хор государственных певчих дьяков: «Оставя игуменство жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумен Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркелл житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве». После переезда в Москву о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Авторству игумена Маркелла Безбородого приписывается ряд музыкальных и агиографических произведений, сохранившихся до настоящего времени. Известно, что до игуменства в Хутынском монастыре, по благословению митрополита Макария, он написал житие преподобного Саввы Сторожевского, а после создает житие святителя Никиты, епископа Новгородского.
Он также является автором служб святителю Никите Новгородскому, преподобным Никите Переяславскому, Варлааму и Иоасафу Индийским. Считается, что, помимо этих текстов, он принимал участие в создании гимнографического комплекта преподобному Савве Сторожевскому, Макарию Калязинскому и святому Иакову Боровичскому.
Наиболее ярким вкладом Маркелла в историю славянской гимнографии является основанная им традиция составления азбучных канонов. Ранее трудность применения славянского азбучного акростиха в канонах была связана с большим количеством и нестабильным порядком букв в кириллической азбуке по сравнению с греческим алфавитом и относительной жесткостью канонной конструкции. Помимо этого, на основе его произведений создавались песнопения и службы, которые не имели акростихов.
Примечательно, что некоторые произведения Маркелла содержат подпись в форме акростиха МАКЛ и МРКЛ. Стоит отметить, что благодаря развитию форм славянского акростиха гимнографическое творчество Маркелла является заметной вехой в истории не только русской, но и всей славянской гимнографии XVI-XVIII вв.
Кроме писательской деятельности, Маркелл Безбородый известен своим музыкальным творчеством – как выдающийся распевщик. Его авторству принадлежит распев Псалтири, который высоко оценивается современными музыковедами, как и все его музыкальное творчество в целом: «Маркелл умело, с расчетом использует псалмодию: в одних случаях он дает ее в начале вариации, в других – в конце или середине, и наконец проводит псалмодийный участок мелодии в противодвижении. Ощущение единства лада в развитом вариационном произведении, стремление к тематическому единству мотивов, умение использовать псалмодию и кантилену в художественно-архитектонических целях – таковы достоинства русского мастера пения XVII века Маркелла Безбородого».
Нет сомнений в том, что Маркелл Безбородый оставил значительный след в истории церковнославянской и славянской гимнографии в целом. Объем его гимнографического наследия велик и высоко оценивается многими современными музыковедами, специалистами в области литургики и древнерусского церковно-певческого искусства, а ярким примером памяти Маркелла в современном мире является названый в его честь российский хоровой ансамбль – Маркелловы голоса.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #маркелл безбородый #гимнография
Текст подготовил Иоанн Щербенко.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»