Сейчас рынок сталкивается с беспрецедентными событиями. Instagram и Facebook официально заблокированы и под угрозой YouTube и в меньшей степени TikTok. Кроме того, в РФ перестала существовать реклама в Google и Facebook. Это «идеальный шторм» для российского маркетингового рынка.
Но правда в том, что это не означает конец всей индустрии, несмотря на то, что её ждут серьёзные перемены. Блокировка крупных и важных социальных сетей приведёт к миграции аудитории в другие социальные сети или даже к созданию новых. Например, сейчас набирает популярность Tenchat (позиционируется как «русский LinkedIn»), посмотрим что из этого получится. Основная мысль в том, что несмотря на блокировки сами пользователи и социальные механики их взаимодействия никуда не исчезли. Люди выберут новые каналы общения и соцсети – интернет и соцсети не умерли. Просто будет новый интернет и новые соцсети.
С рекламным рынком дела обстоят чуть сложнее. Бюджеты бизнеса напрямую зависят от его маркетинговой стратегии, которая для большинства перешла от режима развития к режиму выживания. Кроме того, на рекламный рынок повлияет уход зарубежных компаний и приостановка маркетинговой деятельности тех, кто всё же остался.
Несколько очевидных советов для коллег:
- Обеспечьте миграцию аудитории на новые площадки и не бросайте резко ведение старых. Часть аудитории может заходить через VPN и не сразу сориентируется в ситуации. Помогите им найти вас в других каналах коммуникации.
- Не сворачивайте маркетинг «в ноль». Как ни странно, прекращать маркетинговые активности и коммуникацию с аудиторией в кризис – не самая хорошая идея. Сокращение бюджета – не значит сокращение маркетинга. Используйте методы партизанского маркетинга.
- Перестраивайте коммуникационные модели. Сегодняшний кризис является не только политическим и экономическим, он также в значительной степени психологический. Люди массово испытывают стресс, по сравнению с которым пандемия оказалась лёгкой прогулкой. Значит и коммуникация бизнеса с аудиторией должна поменяться. Причём это не означает, что нужно бить по нижним этажам пирамиды Маслоу и акцентировать на сытости и безопасности. В большей степени это про честность и эмпатию.
- Адаптируйтесь. Как бы это не цинично звучало, но люди привыкают ко всему. Шок всегда сменяется периодом адаптации. Шок или бегство – природные реакции, которые обеспечивают выживание. Адаптация же является более продуктивным эволюционным механизмом. Это хорошо было видно на примере прошедшей пандемии. От глобального шока общество быстро перешло к адаптации. Сейчас найти хорошую новость в общем потоке очень сложно, но даже к такой ситуации мы стали привыкать.
- Делайте то, что в ваших силах. Чтобы противостоять общему негативному фону, сфокусируйтесь на том, что по-настоящему от вас зависит: семья и близкие, работа, проекты и клиенты. Когда мы длительно направляем эмоциональные переживания на те вещи, на которые не можем влиять, мы быстро выгораем. Влияйте на то, что находится в вашем круге. Это не значит, что нужно замкнуться в эгоизме, это значит что свои переживания нужно трансформировать в реальные дела, которые будут нести пользу в важные для вас сферы жизни.
____________________________
#маркетинг #реклама #интернет маркетинг #инстаграм #фейсбук #instagram #facebook #tiktok #google