Я помню теплоту рук и улыбку. Я никогда не забуду мудрость, которая берегла меня по жизни, словно ангел-хранитель. Бабушку Маню и всё, что бы она ни делала, всегда окружала какая-то особая атмосфера мягкого воздушного покрывала. Я грелась историями, которые она рассказывала — волшебными, смешными и грустно-правдивыми. И взрослела вместе с ними. Добро несомненно побеждает зло, а память всегда сильнее смерти.
До сих пор поражаюсь, как она смогла пронести любовь, добро и душевное тепло сквозь все беды и лишения, которые выпали на её долю.
Раскулачивание и ссылка в Белорецк
Моя бабушка родилась в деревне Кузнецовка Архангельского района Башкирии. Помимо неё в семье было ещё четверо детей: сёстры Ефросинья и Лидия, братья Иван и Василий.
Большая семья жила небогато, но концы с концами сводила. Но осенью 1931 года в её дом нежданно нагрянула беда: раскулачивание. Главу семейства, моего прадеда Егора, арестовали и осудили. Его жена Анастасия и их пятеро детей остались зимовать в своём доме. В марте 1932 года их выселили и отправили вслед за моим прадедом в Белорецк. У семьи забрали всё, что было нажито непосильным трудом, оставили без дома. В Белорецк они прибыли в июне. В ссыльном посёлке прожили до зимы. Начался массовый голод, многие умирали. В панике народ стал разбегаться.
Чудесное спасение
Бабушка вспоминала, с каким трудом им удалось выбраться из ссыльного посёлка. По узкоколейке туда привозили уголь. Осенью её мать Анастасия договорилась с машинистом паровоза, который тайно вывез её с тремя детьми, оставив их затем в селе Инзер. Бабушкин брат Иван, которому тогда было 12 лет, сбежал ещё зимой, решив, что не хочет там умереть с голода. А вот старшая дочь Фрося на год осталась там с отцом.
В Инзере прабабушка Анастасия вместе с детьми попросилась в попутчики к двум мужикам на телеге. Так и ехали всю ночь.
Бабушка Маня вспоминала случай, больше похожий на чудо. По дороге её младшая сестра Лида, которой тогда было два года, заплакала. Захотела пить. Топлённое молоко, купленное ранее в деревне, пить не стала: сильно уж оно дымом пахло. Тогда мужики пригрозили высадить «попутчиков»: места опасные, своими жизнями рисковать им не хотелось. Остановились. Прабабушка Анастасия слезла с телеги, молитву прочитала. Смотрит, на дороге блестит вода в луже. Зачерпнула, и дала Лиде. Та попила и перестала плакать. Бог помог.
Вся семья, кроме моего прадеда Егора, смогла выбраться и уехать, а он так и остался там. Позже его сослали на Колыму валить лес, откуда он уже не вернулся. Как выяснилось позднее, мой прадед Егор умер зимой голодного 1942 года. Тела умерших складывали в кучу на снег, накрывали брезентом. Похоронили их в землю уже весной, когда грунт стал оттаивать.
Война и работа в тылу
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Бабушку вместе с другими работниками колхоза отправляли на лесозаготовку и уборку хлеба. Тогда всё делалось для помощи фронту. Старший и младший братья ушли на фронт. Иван так и пропал на войне без вести, а младший Василий — прошёл всю войну и дошёл до Берлина. Был ранен, но остался в живых и вернулся домой...
Знакомство с будущим мужем и послевоенная жизнь
После войны, в 1946 году, моя бабушка познакомилась со своим будущим мужем — моим дедушкой Фёдором, демобилизованным в 1945 году с фронта. Они поженились и стали обустраивать свой семейный быт, а потом воспитывать и поднимать на ноги родившихся детей. А в 1964 году всей семьей переехали в город Салават. Бабушка не пренебрегала физической работы, сказались годы «практики». Сначала устроилась работать дворником, а немного позже — бытовщицей на комбинат. Проработав на комбинате десять лет, ушла на пенсию.
Жизнелюбие, которое сильнее любых тягот
...К своим 30 годам бабушка полностью поседела, что неудивительно. Но никогда я от неё не слышала ни одного плохого слова.
Моя мама работала по сменам, поэтому в основном «домовничали» мы с бабушкой вдвоём. Старшие внуки, мои двоюродные братья, давно выросли, а я была младшенькой внучкой. С бабой Маней мы играли в детское лото и настольные игры-бродилки, сидели часами над мозаиками, делали уроки, ездили на огород, ходили в магазин. И даже смотрели «Челюсти» по телевизору. Она брала меня за руки и мы пускались в пляс, когда приносили пенсию. После голодных 90-х, когда выплаты подолгу задерживали, каждый визит почтальона с увесистой сумкой на ремне был настоящим праздником. А бабушкины рисовая каша на молоке и пирожки с ягодами и сейчас для меня вкуснее всяких ресторанных яств.
Баба Маня не жаловалась на свою судьбу, ни на кого не обижалась. Более добродушного, миролюбивого и удивительно терпеливого человека я никогда не встречала. Она по-прежнему остаётся для меня примером, который дает стимул жить, творить и дарить счастье окружающим. Многие родные и близкие и сейчас вспоминают её только добрым словом. Баба Маня всегда была каким-то лучиком света для всех нас.
Бабушка, я буду умницей. Обещаю
Я благодарна за то, что она воспитала меня, научила мириться с житейскими тяготами, видеть в людях и во всём происходящем только хорошее. Быть честной, усердно работать и ценить труд других. А главное — никогда не сдаваться, как бы жизнь не ломала. «С плохого бывает и хорошее», «Настенька, будь умницей» — главное, что я успела отпечатать в сердце. И я всегда стараюсь держать удар. Не держать ни на кого зла, учиться отпускать и прощать, быть выше обстоятельств и всегда оставаться человеком.
И сейчас, когда жизнь подбросила всем нам свои кислые лимоны, я стараюсь искать в себе силы и адаптироваться. И снова иду за блендером, чтобы сделать лимонад. С плохого бывает и хорошее, любила повторять бабушка. Важно всегда об этом помнить.
А какой главный жизненный урок дали вам ваши родители/сёстры/бабушки и дедушки?