4,7K подписчиков

Что делать если не работает электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс?

6,2K прочитали
Электромагнитный клапан карбюратора Солекс является частью системы ЭПХХ и многие его неисправности связаны именно с ней
Электромагнитный клапан карбюратора Солекс является частью системы ЭПХХ и многие его неисправности связаны именно с ней

В карбюраторе Солекс электромагнитный клапан (ЭМК) выполняет несколько функций. Это обеспечение работы системы холостого хода (СХХ), так в его наконечнике установлен топливный жиклер холостого хода. Прекращение подачи топлива в двигатель после выключения зажигания. И отключение подачи топлива на режиме принудительного холостого хода (ПХХ). Это когда автомобиль движется по инерции с включенной передачей.

В случае его неисправности сразу ухудшается или вообще прекращается работа двигателя на холостом ходу (если ЭМК по каким-то причинам взял и перекрыл подачу топлива через топливный жиклер СХХ). В случае, если клапан не закрывается на принудительном холостом ходу или, наоборот, не открывается по его прекращении, в двигатель попадает бензин и он начинает глохнуть (например, при переключении передач, сбросе газа или движении накатом). Плюс растет расход топлива. И в некоторых случаях, если ЭМК не закрывается после выключения зажигания в двигатель может попасть бензин, что при определенных условиях может вызвать дизелинг. То есть прерывистую работу после обесточивания. Что конечно не так опасно для двигателя автомобиля, как неприятно для водителя.

Таким образом при появлении перечисленных проблем в работе двигателя автомобиля имеет смысл провести проверку электромагнитного клапана карбюратора Солекс чтобы убедиться, что это именно он виноват во всем происходящем или, наоборот ЭМК тут не причем.

На примере ЭМК карбюратора 21073 Солекс, что ставится на двигатель 21213 (1,7 л) автомобиля Нива 21213 разберемся что делать если он неисправен и какие нужно провести проверки.

Проверка электромагнитного клапана с целью установления неисправности состоит из проверки его механической части, электрической части и дополнительной проверки системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) в состав которой он входит.

Что делать если не работает электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс?

1. Проверка механической части электромагнитного клапана.

Для начала проверяем состояние и маркировку топливного жиклера системы холостого хода (СХХ). Для этого вытаскиваем его из наконечника клапана и осматриваем. Жиклер должен быть не помят, отверстия должны быть ровные, маркировка соответствует "39-41". Если вдруг он поврежден или не соответствует по маркировке, заменяем его новым.

Проверяем состояние запорной иглы клапана. Игла должна быть ровная, без заусенцев. Не обломанная. В идеале не пластмассовая, а металлическая. В случае необходимости имеющиеся заусенцы сошлифовываем.

Электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс 21073 с топливным жиклером СХХ
Электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс 21073 с топливным жиклером СХХ

Проверяем наличие и состояние резинового уплотнителя клапана. Оно должно быть не сильно замятым, без трещин и разрывов. На кольце должна быть установлена опорная поджимающая чашка. Поврежденный уплотнитель нужно обязательно заменить новым, так как подсос воздуха через него стопроцентно обеспечит неустойчивый холостой ход и провалы.

2. Проверка электрической части ЭМК.

В ходе проверки необходимо выяснить втягивается игла клапана во внутрь при подаче на него напряжения или нет так как это и есть его работа.

Для проверки выворачиваем электромагнитный клапан (ЭМК) из карбюратора. Смотрим на иглу. Она должна быть выдвинута из корпуса. Надеваем на вывод клапана его плюсовой провод и включаем зажигание. Прижимаем клапан к карбюратору ("масса"). Если он исправен, игла должна втянуться, а при отведении клапана от карбюратора, без заеданий выдвинуться. Подклинивание иглы или ее неподвижность - повод заменить клапан на новый.

Проверка исправности ЭМК карбюратора Солекс 21073
Проверка исправности ЭМК карбюратора Солекс 21073

3. Проверка системы ЭПХХ в целом.

В ситуации, когда клапан вроде бы исправен и прошел проверку, а холостого хода или принудительного холостого хода как не было так и нет, стоит проверить работоспособность всей системы управления ЭМК - ЭПХХ.

Для этого будет нужен тахометр (можно использовать штатный), вольтметр (мультиметр с режимом вольтметра) или контрольная лампа.

Присоединяем вольтметр параллельно обмотке ЭМК.
Снимаем провод с винта "количества" и замыкаем его на "массу" (например, прижимаем к двигателю).
Запускаем двигатель, он работает на холостых.
Напряжение на вольтметре должно быть не менее 10В (клапан открыт).
Увеличиваем обороты до 2100 об/мин.
Напряжение должно упасть до 0,5В (клапан закрылся).

Снижаем обороты до 1900 об/мин.
Напряжение должно скачком увеличится как минимум до 10В (клапан опять открылся).
Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 об/мин.
Отводим провод винта "количества" от массы.
Напряжение должно быть не менее 10В (клапан открыт).

Проверка исправности ЭМК карбюратора Солекс 21073
Проверка исправности ЭМК карбюратора Солекс 21073

Если все так, ЭПХХ работает нормально, если нет, скорее всего неисправен блок управления ЭПХХ и подлежит замене, так как не ремонтируется.

Примечания и дополнения

Популярна проверка ЭМК на щелчок так как не нужно выворачивать его из карбюратора. Так при снятии, а потом присоединении, наконечника провода с клапана (зажигание включено) слышен щелчок - это звук резкого втягивания иглы во внутрь, при срабатывании клапана. Что значит игла перемещается, клапан рабочий.

Подробно о возможных неисправностях системы ЭПХХ (экономайзера принудительного холостого хода) карбюратора Солекс в статье на нашем сайте "Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора Солекс".