Найти тему
Всё о советском кино

"Позови меня в даль светлую!" - как "депрессивный" советский фильм после отправки "на полку" попал в кинотеатры?

Сегодня исполнилось 45 лет со дня начала съёмок картины. В основу драмы «Позови меня в даль светлую» были положены рассказы Шукшина: «Вянет, пропадает», «Владимир Семёнович из мягкой секции», «Космос, нервная система и шмат сала», «Племянник главбуха», «Забуксовал». Замысел рано ушедшего из жизни автора рассказов и сценария к фильму реализовали его друг и коллега Станислав Любшин, а также режиссёр Герман Лавров.

Картина стала не только одной из многих кинолент народного писателя, раскрывающих глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности, но и данью памяти Василия Шукшина, написавшего её сценарий, но не успевшего его воплотить.

В роли Груши Веселовой снялась вдова сценариста Лидия Федосеева-Шукшина, мужские главные роли воплотили Станислав Любшин и Михаил Ульянов.

Фильм повествует о судьбе простой русской женщины, о жизни без любви, о нелюбви в отношениях.

-2

Грушу бросил муж-пьяница, и теперь она одна воспитывает 12-летнего сына, который совсем отбился от рук, и в тайне мечтает о счастье. И мужские руки в доме нужны, и мужское слово, и воспитание. Только не умеет она устраивать свою жизнь - за это берётся старший брат.

Раз он знакомит её со своим случайным приятелем - весьма положительным человеком, оставившим позади все пороки молодости. Но кандидат в женихи по мере общения не вызывает у женщины положительных чувств: её простая и чистая душа чувствует его мелочность и бездушие.

«Не лежит душа — и всё. Хоть ты что».

Просто людей нельзя свести вместе и заставить быть счастливыми - в основе отношений должны лежать чувства.

Да и неудавшийся жених вызывает сочувствие как несостоявшаяся личность, которая неспособна наделить счастьем ни себя, ни других. Внутренняя пустота, образовавшаяся в результате бесцельно и бессмысленно прожитых лет, не даёт шансов устроить полноценную жизнь себе и может сломать её кому-то.

-3

Владимир Николаевич - дядя Володя - весь состоит из противоречий и каких-то мелких штрихов, которые вызывают неприятные ощущения: залысины, делающие его похожим на черта, вечная бутылка шампанского, примитивные рассказы о своей жизни, желание покрасоваться за счет других. Он в картине стал своеобразным грязным фоном, на котором остальные персонажи смотрятся пусть просто, обыденно, зато чисто и нравственно.

Даже дед Савва в исполнении Ивана Рыжова - старик, живущий прошлым - гораздо интереснее: к нему тянутся мальчишки, и он видит в них будущее.

Хозяйственный мужик и заботливый брат Груши в прекрасном исполнении Михаила Ульянова.

И Витька, прекрасно воплощённый Володей Науменко, - хоть и лоботряс, но прекрасный сын, жалеющий и любящий свою мать.

-4

Лишь когда жизнь Груши с Витькой потечёт по привычному руслу, обоим станет понятно, как близки и нужны они друг другу.

Худсовет забраковал картину, посчитав её слишком депрессивной, а потому вредной для простых советских граждан. Правда, на закрытых показах для высокопоставленных особ ленту крутили.

А потом было решено отправить фильм на международный кинофестиваль в Германию. И он вдруг получил «Гран При». Этот факт и проложил картине путь в советские кинотеатры.

Да, фильм невесёлый, но очень жизненный и вызывает много добрых человеческих чувств и эмоций. Думаю, стоит посмотреть. И пересмотреть тоже.

Давайте вспоминать лучшее!

"Уроки французского" и последняя любовь Евгения Ташкова. Какие тайны раскрыла Татьяна Васильева?
Всё о советском кино17 июня 2021
Как по боли распознать любовь? Светлана Крючкова и её жизненная драма.
Всё о советском кино18 ноября 2021