Найти в Дзене

Зимний Байкал. Кругобайкальская железная дорога

Оглавление

Путешествие по льду к тоннелям Кругобайкальской железной дороги – одно из многочисленных удовольствий, которые может подарить зимний Байкал.

Здравствуйте!

Кругобайкальскую железную дорогу иногда называют «Золотой пряжкой» Транссиба. Пряжкой - потому, что она позволила соединить два участка магистрали. А золотой – потому, что, во-первых, реально была, хоть и небольшим, но крайне важным участком. Во-вторых, потому, что обошлась казне в такую, сумму, будто, и правда, рельсы были золотыми… В 63 миллиона рублей (по ценам конца XIX-начала XX века).

Если вы думаете, что если Кругобайкальская – то, значит, вокруг всего Байкала, то ошибаетесь. Это ветка, которая огибает только южный «носик» Байкала. И сейчас это – тупиковая ветка. Только для туристов и для тех немногочисленных жителей, что живут в маленьких сёлах на побережье.

На карте красная линия идёт вдоль старого пути, зелёная - вдоль нового. Вдоль красной линии - это именно то, что сейчас называют Кругобайкальской железной Дорогой.

Карта Южной части Байкала.
Карта Южной части Байкала.

С чего всё началось

Строительство Транссиба было задумано во второй половине XIX века. Путь должен был пролегать от Миасса до Владивостока. Огромное расстояние! И чтобы проще было проектировать и контролировать строительство, весь путь поделили на 7 участков.

Один из участков – как раз тот, который мы сегодня называем Кругобайкалкой. Это был САМЫЙ сложный участок. Потому что дорогу приходилось прорубать в скалах. Фактически – вручную. Кирка, лопата, тачка, взрывчатка…

В одном из тоннелей КБЖД. Фото автора.
В одном из тоннелей КБЖД. Фото автора.

В течение 5 лет построили 260 км одноколейной железной дороги. На таком небольшом отрезке – 41 тоннель, 470 (!) мостов, 18 галерей, 6 виадуков и 270 подпорных стенок. Для проектирования приглашались итальянские инженеры и архитекторы, потому что у них уже был опыт прокладки железнодорожных путей по скалистым участкам.

Пока дорога строилась, вдоль неё образовались на байкальских берегах посёлки.

Кругобайкальская железная дорога сегодня

Сегодняшняя КБЖД – это только участок от порта Байкал, что у истока Ангары, до посёлка Слюдянка. Всего 89 км.

Почему этот участок тупиковый? Потому что в 1947 году инженеры сделали расчёты и выяснили, что будет дешевле построить дорогу в обход Байкала, из Иркутска прямо на Слюдянку, и сделать её двухпутной, электрифицированной.

Так Кругобайкалка потеряла своё стратегическое значение. Теперь она – в основном, туристический объект. Да ещё средство связи с миром для тех посёлков, что некогда были большими, а теперь насчитывают всего по несколько десятков человек.

Гладкие участки дороги на КБЖД - очень короткие. Только вынырнет поезд из тоннеля, а на пути уже следующий тоннель. Или мост.

Самый длинный тоннель КБЖД. Фото автора.
Самый длинный тоннель КБЖД. Фото автора.

На 89 километрах железной дороги прекрасно сохранились 38 тоннелей. Многие из них мы видели во время экскурсии. И не просто видели, но и ходили по ним!

Самый длинный – 778 метров. Самый короткий – 35.

Самый короткий тоннель КБЖД. Фото автора.
Самый короткий тоннель КБЖД. Фото автора.

Сейчас КБЖД и её территория составляют архитектурно-ландшафтный заповедник. А по одноколейке ходит поезд «Мотаня» и экскурсионные поезда. Мы во время своей экскурсии видели рельсовый автобус «Нерпочка».

Рельсовый автобус "Нерпочка" на КБЖД. Фото автора.
Рельсовый автобус "Нерпочка" на КБЖД. Фото автора.

Вид сверху на КБЖД. Фото автора.
Вид сверху на КБЖД. Фото автора.

Километраж Кругобайкальской ЖД считается от Иркутска. Поэтому порт Байкал – это не нулевой, а 72-ой километр дороги.

Наша экскурсия взяла начало в Листвянке. На «Хивусе» мы сначала примчались к истоку Ангары. Хотели полюбоваться Шаман-камнем, но пар, идущий от воды, спрятал его.

А потом мы несколько раз останавливались на самых живописных полях торосов и почти у каждого тоннеля.

Наше транспортное средство у одного из тоннелей. Фото автора.
Наше транспортное средство у одного из тоннелей. Фото автора.

Конечным пунктом экскурсии был 109 километр – станция Половинная. Здесь, по договоренности с местной хозяйкой, нас очень вкусно накормили. Стол был накрыт в обычном деревенском доме. Наша экскурсионная группа, 5 человек плюс экскурсовод, легко разместились в комнате.

Очень вкусный обед в деревенском доме в Половинной. Фото из личного ар
Очень вкусный обед в деревенском доме в Половинной. Фото из личного ар

В Половинной с нами с огромным удовольствием общался Ермак – хозяйский конь.

Очень общительный конь! Провожал нас почти до самого "Хивуса". Фото автора.
Очень общительный конь! Провожал нас почти до самого "Хивуса". Фото автора.

Одни из мостов КБЖД, в районе станции Половинной.
Одни из мостов КБЖД, в районе станции Половинной.
Перрон на станции Половинной и навес для торговцев сувенирами. Летом тут оживлённо. Фото автора.
Перрон на станции Половинной и навес для торговцев сувенирами. Летом тут оживлённо. Фото автора.

А неподалёку стоял на вечной стоянке один из паровозов, некогда бегавший по КБЖД.

Паровоз на вечной стоянке. Станция Половинная, КБЖД, 109 км. Фото автора.
Паровоз на вечной стоянке. Станция Половинная, КБЖД, 109 км. Фото автора.

Единственное, что меня огорчило, мы не увидели знаменитую Итальянскую стенку. Это 102 километр, но с воды, точнее со льда, её было не видно.

Теперь хотелось бы пройтись пешком с рюкзаком вдоль КБЖД в тёплое время года. Мне кажется, это было бы даже интереснее, чем ехать на поезде.

Спасибо за внимание к статье!

Буду рада комментариям.

Если решили подписаться, дайте знать об этом в комментариях. Я обязательно тоже подпишусь на ваш канал, если такой имеется. Платформа переживает трудные времена, и нам надо поддерживать друг друга.

Здоровья всем!