О крестных ходах знают сегодня очень многие. Так называются торжественные шествия священнослужителей и сопровождающего их народа вокруг храмов, а иногда от храма к реке, озеру или источнику для совершения водоосвящения. Впереди такого шествия несут обычно кресты, иконы, Евангелие, хоругви (церковные знамена). Но в данном случае речь пойдет о необычном крестном ходе, который проводится в Вятской губернии (Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. Это один из самых продолжительных крестных ходов не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность – более 150 км. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.
Ежегодно крестный ход начинается третьего июня и заканчивается восьмого числа того же месяца.
После ранней литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.
Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом. Ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов. На сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелегких полевых условиях. Примерно половину пути приходиться идти лесными трудно проходимыми дорогами.
Начинается шествие в Вятке и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.
По некоторым оценкам, число участников крестного хода в разные годы колеблется от 6 до 40 тыс. человек. В нем участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, иностранные журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.
Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шел по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 г. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса. Получали исцеления, имеющие тяжелые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.
Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 г. духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.
В 1554 г. в Хлынове случился большой пожар, уничтоживший почти весь город. Сгорел и тот храм, где хранился чудотворный образ, однако икона осталась невредимой. Обо всем этом было донесено царю Иоанну Васильевичу Грозному. По его приказу и благословению митрополита Макария икона совершила свое первое путешествие в Москву. У Симонова монастыря образ встречал сам государь всея Руси с духовенством, боярами и именитыми людьми московскими. Икону вернули обратно в Хлынов, украсив различными драгоценностями. Дважды она побывала в столице и при царе Михаиле Федоровиче Романове.
Один из приделов собора Покрова на рву (Василия Блаженного) был назван в честь Великорецкой иконы. Царь Михаил Федорович на месте встречи святыни основал Никольский монастырь, который до наших дней не сохранился. Улица, ведущая к монастырю, была названа Хлыновской.
Великорецкая святыня (список) побывала в Москве и в наши дни, в 2008 г.
Первый Вятский архиерей – епископ Александр (1668 г.) издал указ о дне празднования Великорецкой иконы – 24 мая (6 июня по новому стилю). В честь этого события была составлена и специальная служба, которая просуществовала до XVIII столетия, а затем по каким-то причинам оказалась забыта. В 2000 г. ее снова возобновили. Крестный ход вначале совершался водным путем. В село Великорецкое плыли на плотах и стругах по рекам Вятке и Великой. С увеличением числа паломников он начал совершаться и по суше. Многие шли пешком вслед за лодками и плотами. Так, примерно с середины XVIII века, постепенно сложилась традиция пешего крестного хода. В селах, где проходило шествие, строились величественные храмы, часовни, складывались благочестивые обычаи встречи паломников.
М. Е. Салтыков-Щедрин, будучи в Вятке, так описал свои впечатления о крестном ходе в рассказе «Общая картина»: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздается благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала… Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву… Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить в дали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».
По свидетельствам очевидцев, в начале XX века в день празднования на берегах реки Великой собиралось до 100 тыс. человек.
После событий 1917 г. Великорецкий крестный ход продолжался еще несколько лет. Он был прекращен в конце 20-х или начале 30-х годов прошлого века. В самый разгар гонений на верующих таинственным образом исчезла главная святыня Вятского края – Великорецкая чудотворная икона св. Николая, с которой православный народ и совершал паломничество к реке Великой, к месту ее явления. Таинственное исчезновение иконы послужило поводом для прекращения церковного шествия, поскольку нечего было возвращать к главному месту паломничества. Великорецкая икона хранилась в Троицком кафедральном соборе, который захватили обновленцы. С этим событием некоторые верующие и связывают исчезновение чудотворного образа.
Несмотря на прекращение крестного хода, паломничество в Великорецкое не остановилось. Богомольцы, часто рискуя жизнью, старались сохранить древнюю традицию. Новые власти устраивали жестокие гонения на верующих; многие оказывались в лагерях и тюрьмах, а некоторые приняли мученическую смерть.
После войны богослужения на некоторых приходах возобновились, однако в хрущевское время началась новая волна репрессий против Церкви и верующих. В 1959 г. местными властями было принято решение «О прекращении паломничества в село Великорецкое». Для борьбы с паломниками выставлялись милицейские кордоны. Обходя кордоны и милицейские патрули, подвижники Христовы небольшими группами по два-три человека, не страшась угроз властей, продолжали благодатный путь своих благочестивых предков.
В память о тех, кто в годы гонений сохранил традицию крестного хода, в честь их подвига в Великорецком установлен крест.
Среди старожилов паломничества были такие бесстрашные и неутомимые проводники, о которых ходили легенды.
Возрождено было великое шествие в 1989 г., а в 1992 г. крестный ход уже возобновился в своем прежнем историческом виде. В настоящее время главной его святыней является почитаемый список с чудотворной иконы (XVI век), который сейчас хранится в Успенском Трифоновом монастыре.
В 1998 г. назначен предстоятель Великорецкого крестного хода – игумен Тихон (Меркушев). В настоящее время его сменил игумен Иов (Муравьев).
В 2008 г. утвержден устав Великорецкого крестного хода.
Последние несколько лет икону св. Николая (список с чудотворного образа) носят на специальных носилках. Есть благочестивый обычай, наклонившись, проходить под этими носилками.
Среди участников крестного хода люди из многих областей и регионов нашей страны. Участвуют в шествии и иностранцы. В прежние годы в числе паломников можно было встретить не только приехавших из республик бывшего Советского Союза, ставших теперь независимыми государствами, но и гостей из Сербии, Италии, Англии, Германии, Финляндии, США и других стран. Рассказывают, что один американский профессор, который по вероисповеданию был протестант, несколько лет тому назад принял здесь православие.
Крестный ход не только сближает и объединяет, но и словно высвечивает духовную атмосферу этого старинного края, которую, конечно, нельзя назвать благополучной. Годы атеизма и богоборчества не прошли бесследно. В сохранившихся селах процветает пьянство. Десятки километров проходят паломники, не встречая ни единой души. Вдоль дорог брошенные дома, остатки разрушенных храмов, поросшие лесом и бурьяном поля. Значительную часть пути паломники идут заболоченными труднопроходимыми лесными дорогами, по которым едва могут проехать разве что вездеходы. Однако справедливости ради нужно сказать, что в некоторых больших селах и вблизи самого города Вятки дороги отремонтированы и асфальтированы, восстанавливаются храмы и монастыри. Говорят, что в этом заслуга крестного хода. Ежегодно совершаемое православное шествие побудило местные власти в срочном порядке позаботиться о состоянии некоторых дорог. Кстати сказать, древнейшему русскому городу так до сих пор и не вернули его историческое название. Он по-прежнему носит имя одного из пламенных революционеров.
Вполне понятно, что крестный ход – это еще и серьезное духовное и физическое испытание. Среди верующих шествуют медицинские работники, сотрудники милиции и МЧС. Впереди и в конце колонны едут машины «Скорой помощи». Имеются полевые кухни, которые располагаются в селах по пути следования. Труднее всего приходится медикам. Их труд востребован постоянно, особенно в первые три дня пути. Бывает, что буквально через каждые 15-20 минут на всем протяжении крестного хода, который растягивается, порой, на 2 - 4 км, вдоль всей колонны разносятся голоса: «Врача, врача…». У кого-то резко ухудшилось самочувствие, кому-то необходимо срочно сделать перевязку… Некоторые по немощи, если так можно выразиться, сходят с дистанции. В отдельных сохранившихся селах крестный ход гостеприимно и радушно встречают местные жители. При этом обычным приветствием является «Христос Воскресе!». Навстречу паломникам выносят молоко, горячий чай, хлеб и другие продукты. Предлагают ночлег.
Главное богатство здешних мест это, конечно, люди. На всех крестных ходах постоянно шествует о. Леонид, рыжебородый священник из Верхнекамского района, член Союза писателей Вятки, который обладает необыкновенным чувством юмора и пишет удивительные и очень самобытные стихи. О. Леонид окормляет в Верхнекамском районе пять колоний строгого режима. По соседству с духовными чадами о. Леонида который год идет группа подростков, одетых в военную камуфляжную форму. Их батюшка – бывший спецназовец, всех этих ребят он буквально подобрал на улице и привел к вере. Теперь они – настоящие подвижники. Участвуют в паломничестве и казаки. Некоторые священники идут вместе со своими приходами. Молитва и духовное общение – самые верные помощники в трудном многодневном переходе.
Обычный распорядок дня паломников таков: подъем в два часа ночи, молитва и – в путь. В 20-21 час остановка на ночлег. Через каждые два часа делаются привалы, служатся водосвятные молебны, богомольцы прикладываются к чтимой иконе.
Каждый год переход до Великорецкого имеет свои особенности. Особенно трудным он был в 2005 г., когда беспрерывно шли дожди. Однако многие паломники считают самым трудным 2009 г., когда на них, помимо дождей, однажды буквально обрушился крупный град, так что головы пришлось укрывать рюкзаками и сумками.
В 2020 г. крестный ход впервые за много лет после его возобновления проводился в сильно усеченном формате в связи с эпидемиологической обстановкой в стране, вызванной коронавирусной инфекцией. Великорецкую икону везли на транспорте, и немногочисленные паломники были предоставлены сами себе, т. е. решали все свои проблемы с питанием и ночлегом самостоятельно. В 2021 г. ограничения частично были сняты, однако отсутствовали общественные палатки и в ряде мест – полевые кухни.
По пути в Великорецкое в селе Горохово паломники обычно окунаются в святом источнике. Здесь восстанавливается храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В нем вот уже несколько лет совершается чудо. На одной из наружных стен отчетливо проявляется образ Богоматери. С каждым годом он обретает все более четкие очертания. Рядом с ним обозначились лики Спасителя и святых. Говорят, что ранее здесь никаких изображений не было.
Крестный ход своей масштабностью и необычностью привлекает людей зачастую очень далеких от Церкви. По свидетельству паломников со стажем, в первые годы после его возобновления вместе с верующими параллельным курсом шли экстрасенсы и колдуны или люди, называющие себя колдунами. Они, по их высказываниям, подзаряжались энергией, которая сопровождала шествие. От такого соседства случались порой неприятные инциденты. В последнее время таких попутчиков почти не стало.
Приход в Великорецкое и служба под открытым небом поистине вселенское событие. Возле ранее упомянутой небольшой часовни-алтаря вблизи места явления чудотворной иконы собираются многие тысячи людей. В день празднования иконы (6 июня по новому стилю) к паломникам из крестного хода присоединяются приехавшие различным транспортом из других мест и жители села. Богослужение возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк. Тысячи верующих причащаются святых Христовых Тайн…
Возвращаются в Вятку уже другой, более короткой дорогой.
Во время крестного хода происходит немало чудес. Несколько лет одного инвалида весь путь возили на коляске. Теперь он идет самостоятельно, правда, пока с палочкой. Ранее упоминаемый о. Леонид после купания в святом источнике исцелился от тяжелой формы хронического бронхита. Он едва мог говорить. У женщины, страдавшей близорукостью, полностью восстановилось зрение.
В последний же день шествия солнышко играет как на Пасху. По свидетельству многих это случается каждый год в одно и тоже время. Такими чудесами Господь словно подтверждает богоугодность этой традиции.
Примеров очень много. Каждый крестный ход непременно что-либо происходит… Но православные вятчане ждут главного чуда. В глубине своего сердца многие надеются, что поскольку возродился крестный ход, должна найтись или чудесным образом явиться великая святыня Вятского края – чудотворная Великорецкая икона, которая таинственно исчезла в 20-х годах прошлого века.
…К концу похода идти очень трудно, накапливается едва преодолимая усталость, но, когда все уже позади и наступает трогательная минута прощания со многими ставшими тебе очень близкими людьми, невольно появляются слезы и рождается неистребимое желание на следующий год непременно снова поучаствовать в великом православном шествии.
Господи, благослови!