В 1998 году новостные структуры, занимающиеся разборами различных игр, буквально взорвались от, казалось бы, невероятной новости.
Компанию Interplay, готовящуюся к выпуску таких именитых хитов как Fallout 2 и Planescape: Torment, покинуло сразу несколько ключевых сотрудников. Тим Кейн, Джейсон Андерсон и Леонард Боярски — признанные специалисты в мире геймдев-индустрии — попросту покинули организацию перед чередой громких релизов, решив основать собственный бренд под названием Troika Games. Итогом их первой пробы пера стал проект Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — RPG-тайтл на века, впоследствии сумевший заслужить славу законодателя собственного жанра.
Ключевые особенности проекта «Арканум»
Нетрудно догадаться, что такое именитое издание обладает огромным количеством самых разных механик, притягивающих внимание всех любителей грамотного и всестороннего ролеплея. Однако на в игре существуют и отдельные элементы геймплея, достойные самого пристального рассмотрения. Например, в качестве таковых выступают патенты — целые системы из различных схем, позволяющие создавать те или иные предметы. По сути, они являются руководствами по крафту, при помощи которых протагонист создает те или иные аппараты. Указанные инструкции принимают, в том числе и материальную форму — развивая технологические навыки, главный герой постепенно учится разработке разнообразных объектов, от пуль до сверхсложных, многокомпонентных винтовок. Иногда ГГ не хватает опыта для выпуска какого-либо конкретного оружия, и на помощь ему приходят покупаемые пособия, повышающие определенный параметр до нужной величины.
Такого же пристального внимания достойна и боевая система, со всеми ее прогрессивными технологиями. Напоминаем, что Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — это игра далекого прошлого, которая способна удивить своими механиками даже нынешних игроков. Касается этот факт и классической боевки, представляющейся сразу в двух режимах: пошаговом и real-time. Менять их можно буквально одной кнопкой, используя эту особенность для проведения особо трудных баталий. Например, толпу слабых, но многочисленных противников, проще уничтожить в реальном времени. Встретив сильного, подготовленного врага, мы переключаемся на тактический вариант, позволяющий продумать каждый ход протагониста.
Конечно же, как и практически в любой другой классической RPG-инновации, в «Аркануме» присутствует система подбора и взаимодействия со спутниками. В рамках проекта представлено огромное количество компаньонов, правда присоединить их всех к отряду не получится никак. Дело в том, что каждый персонаж здесь обладает собственными взглядами и предпочтениями, которые, кстати, с легкостью могут не совпадать с мировоззрением главного героя. Именно поэтому они откажут в поддержке, а пользователю придется сделать выбор в пользу каких-либо других, более сговорчивых сопартийцев. Стоит сказать, что в «Аркануме» спутники развиваются по собственным инструкциям, так что процесс создания команды нужных мастеров тут закрыт от слова совсем. Впрочем, в этом замечательном волшебном мире присутствует немалое количество самых разных существ, подбираемых под конкретные нужды.
Немалого внимания заслуживает и система передвижения по открытому миру, реализованному в Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura на максимальном уровне качества. Нетрудно догадаться, что в век паровых машин такое понятие как «туман войны» попросту отсутствует. Мы вольны идти буквально куда угодно, задействуя при этом пешие путешествия, корабельные заплывы, железнодорожные каналы и даже метрополитен. Правда, на локации, еще закрытые из-за недостаточного погружения в сюжетные перипетии, дорога будет закрыта самым естественным путем. Например, проходу помешает горный хребет, а с течением времени протагонист узнает о таинственном проходе сквозь скальные вершины.
Еще одна классическая для ролеплейных тайтлов система — это, конечно же, торговля. Здесь все выглядит максимально просто и понятно. У каждого магазина присутствует собственный ассортимент, зависящий от специализации лавки. У гномов-оружейников мы приобретаем винтовки, у алхимиков — зелья и ингредиенты и так далее. Причем продавать весь набранный в долгих путешествиях лут одному персонажу не получится. Мастеру кузнечного дела попросту неинтересно смотреть на набор верхней одежды, а отъявленный маг никак не отреагирует на предложения, касающиеся, например, железного оружия. Кроме того, все торговые точки функционируют по собственному, заранее определенному графику (ведь местным кассирам тоже нужно спать!). Зато у некоторых продавцов регулярно обновляется ассортимент, позволяющий главному герою периодически отыскивать уникальные схемы и патенты.
Немного об отыгрыше и… воровстве!
Как уже говорилось ранее, «Арканум» — это классическая РПГ-игра, предлагающая пользователям огромное поле для отыгрыша самых разных протагонистов. Проект не идет по проторенным шаблонам, допуская самые смелые и максимально уникальные сочетания. 8 основных параметров персонажа, 16 разных умений, 8 инженерных дисциплин и еще 18 магических школ — все это разнообразие позволяет создавать невероятные комбинации. Кроме того, все перечисленные элементы геймплея дополняются традиционными модулями подбора оружия и экипировки. Ассортимент острых железяк здесь чрезвычайно широк: топоры, мечи, булавы, молоты, сабли, шашки, катаны и так далее. К упомянутым вещам добавляется порядка 80 заклинаний разной мощности, а также широчайший перечень огнестрела. В общем, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — это игра, в которой найдется место для любого, даже самого безумного класса.
Рассказывая об особенностях проекта «Арканум», невозможно не упомянуть о системе воровства. В обыкновенных (даже самых современных) RPG-издания протагонист может тащить из карманов и магазинов только самые простые предметы и небольшое количество денежных средств. Тут все работает ровно наоборот: полный ассортимент какой-либо торговой точки лежит прямо в сейфе, поддающемся взлому. Мы дожидаемся ночи, прокрадываемся в лавку, ищем спящего владельца, забираем из его кармана золото и ключи от склада. После чего, отряд отправляется к хранилищу, включающему в себя огромное количество элементов экипировки, алхимических ингредиентов, патентов и так далее. Правда, провернуть такое дело получится только у самых прокачанных героев — воровство требует отменного уровня навыков. Кроме того, злоупотребление подобными фишками может привести к потере интереса от геймплея, так что увлекаться местным аналогом бандитизма не стоит совсем.
Подведем итоги
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — это настоящая классика RPG, познакомиться с которой сегодня, к сожалению, сможет далеко не каждый. В геймплейном и графическом плане проект состарился достаточно плохо, а многие представленные в нем механики окажутся попросту непонятными современным геймерам. Однако люди, нашедшие в себе силы на освоение представленного проекта, получат замечательную игру, способную увлечь на десяток вечеров, состоящих из активных, интересных и увлекательных сессий.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.