Более двух лет камеры средней скорости в Беларуси работали в пилотном режиме. Один из таких комплексов тестировался и в Гомельской области – на стыке Чечерского и Рогачевского районов. И вот несколько недель назад дорожный эксперимент перерос в полноценную работу со всеми атрибутами в виде «писем счастья» и штрафов. На рогачевском участке трассы М8 (граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины от 322-го до 324-го километра) первых нарушителей стали официально фиксировать с 23 февраля.
Как работает нововведение?
Рогачевские водители, чей путь пролегал через деревню Ямное Довского сельсовета, обратили внимание на предупреждающие дорожные знаки «Начало участка контроля средней скорости движения транспортных средств» и «Конец участка контроля средней скорости движения транспортных средств», установленные при въезде в населенный пункт и выезде из него.
– В Рогачевском районе две камеры фиксации скорости на трассе М8 установлены на расстоянии нескольких километров одна от другой. Первая камера считывает и фиксирует государственный номер и марку проезжающей мимо нее машины, а также время проезда данного участка дороги. Затем через несколько километров то же самое делает вторая камера. В автоматическом режиме эти сведения передаются в центр фиксации правонарушений МВД. Средняя скорость конкретной машины определяется соотношением длины пути и времени, в течение которого водитель преодолел этот путь. Путь делим на время – получаем среднюю скорость движения. В зависимости от результата принимается решение: нужно ли водителю отправлять «письмо счастья» с уведомлением о привлечении его к ответственности по статье 18.12 Кодекса об административных правонарушениях «Превышение скорости движения» или нет, – рассказал начальник отдела ГАИ Рогачевского РОВД Николай Дворак.
По словам Николая Владимировича, следующий участок по контролю средней скорости в нашем районе планируют оборудовать на автомобильной дороге Р43 (Кричев – Бобруйск – Ивацевичи). Выбор участков контроля связан с наличием очагов концентрации дорожно-транспортных происшествий по причине превышения скоростного режима. Как правило, это оживленные трассы республиканского значения.
Какие штрафы?
Напомним, что с 1 января 2022 года в Беларуси на 3 рубля увеличилась базовая величина. Теперь вместо 29 рублей она составляет 32 рубля. На базовую величину в Беларуси опираются при расчетах штрафов, сборов и пошлин. А согласно новому Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь, с 1 марта 2021 года в ПДД внесены изменения, которые коснулись в том числе степени ответственности за нарушение скоростного режима. Так, появилась ответственность за превышение средней скорости движения транспортного средства на определенном участке; установлена дополнительная градация ответственности; унифицированы штрафы при вынесении административного наказания за превышение скорости, выявленное камерами видео-, фотофиксации и сотрудниками ГАИ.
Теперь за превышение установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час предусмотрено наложение штрафа в размере до одной базовой величины (до 32 рублей), от 20 до 30 километров в час – от 1 до 3 базовых величин (32–96 рублей), от 30 до 40 километров в час – от 3 до 10 базовых величин (96–320 рублей), на 40 и более километров в час – от 8 до 12 базовых величин (256–384 рубля).
Как правило, при вынесении решения об административной ответственности за превышение скорости, установленное камерами фотофиксации, определяется минимальное значения штрафа. То есть наказание при фиксации нарушения в автоматическом режиме будет таким: 15, 32, 96 и 256 рублей соответственно.
Если водитель в течение года повторно превысил скорость на 20 и более км/ч и это было зафиксировано не автоматической камерой, а сотрудником ГАИ, то правонарушитель понесет более серьезную ответственность – наложение штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин (160–480 рублей) или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до одного года (лишение права управления транспортным средством).
Вместо точки
Будем откровенны: на белорусских дорогах далеко не все ездят строго по знакам максимально разрешенной скорости. А превышение скорости, как известно, – одна из главных причин дорожно-транспортных происшествий. Поэтому вызвавшие резонанс новые камеры – довольно разумное решение в борьбе с лихачами. Однако насколько оно окажется эффективным, покажет время и желание водителей соблюдать культуру поведения на дорогах.
Виктория РОГОЖНИКОВА.
Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.