Найти в Дзене

Кто такой "Ахмад" в Коране, о котором пророчествовал Христос?

Оглавление
Иисус возвещает ученикам тайну прихода...
Иисус возвещает ученикам тайну прихода...

В Коране есть чрезвычайно интересный аят, излюбленный всеми мусульманами, которые хотят доказать, что Библия пророчествует о приходе Мухаммада и появлении ислама. Изучая этот аят, мусульмане даже, – вот чудо! – открывают Евангелие и начинают его штудировать: поднимают древнегреческий оригинал, лазят по словарям и пускаются в удивительнейшие словесные витийства. Надо сказать, что сей энтузиазм весьма похвален, но в полной ли мере в своих сложнейших исследованиях они поняли смысл "евангельского" аята Корана? Давайте разберёмся.

Аят расположен в небольшой по объёму суре "Ас-Сафф" ("Ряды"). Её содержание вполне оправдывает второе наименование Корана – Фуркан (Различение): Господь показывает превосходство верующих над неверующими и "разделяет" эти две группы. Верующих в Бога и Его посланников Господь ставит в одну сторону, а неверующих – в другую.

По тому же принципу, кстати, и Евангелие можно назвать "Фурканом":

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую... (Мф. 25:31-33)

Помимо того в суре "Ряды" Господь обличает тех, которые по каким-то причинам стали сомневаться в истинности единобожия. В своих колебаниях они становились "прохладными", вместе того чтобы быть "горячими" подвижниками и поборниками истины на пути Бога:

О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?.. Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение. (61:2, 4)
Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. (11)

А чтобы укрепить последователей Мухаммада, которые ещё вчера были частью своего языческого арабского народа, Господь приводит примеры из жизни прошлых посланников и показывает их преемственность (единство и братство), – так Бог хочет вдохновить Своих рабов всеми силами держаться за истину. В суре "Ас-Сафф" Господь ставит в пример жизнь двух пророков: Моисея и Иисуса.

Моше Рабейну (наш учитель)
Моше Рабейну (наш учитель)

Пример Моисея

Про Моисея в суре только один аят:

Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Почему вы причиняете мне страдания, зная, что я послан к вам Богом?». Когда же они уклонились, Бог совратил их сердца. Бог не ведет прямым путем людей нечестивых. (61:5)

Речь идёт о многократных случаях ропота народа Израильского в пустыне после исхода из Египта: Исх. 15:24; Чис. 14:2; Втор. 1:27; Пс. 105:25 и другие. Многократно Бог являл знамения народу: избавлял воду в источнике от горечи, кропил манну с небес, посылал целые стаи птиц им в пищу, "ограждал их, смотрел за ними, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носился над птенцами своими" (Втор. 32:10-11), — но они всё равно ропот предпочитали твёрдой вере... В конце концов они приблизились к земле обетованной (ветхозаветному прообразу рая), которым они должны были овладеть силою и хотением: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12). Но когда Господь сказал народу: "Пойдите, овладейте землею, которую Я даю вам", – они воспротивились повелению Господа Бога, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его (Втор. 9:23).

Тогда Господь, разгневавшись, сказал ропотникам:

...Доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей... (Числа 14:27-32)

Особенно интересен в кораническом аяте оборот: когда же они уклонились, Бог совратил их сердца. То есть воля человека уклониться от истины и погибнуть остаётся за самим человеком. Бог только исполняет хотение человека, а Сам не губит. — Бог просто не ведёт (или: не "может" вести) прямым путём людей, добровольно выбравших погибель.

Таков пример Моисея для "людей Корана". Современники Мухаммада не должны были причинять страдания новому пророку своим неверием, ведь они видели, что он действительно послан им от Бога, "чтобы вывести людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального" (14:1).

"Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?" (61:14)
"Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?" (61:14)

Пример Иисуса и Его пророчество об "Ахмаде"

Два аята в суре посвящены Иисусу и апостолам. Мы подошли к ключевому моменту темы, к словам Иисуса о загадочном "Ахмаде":

А вот Иисус, сын Марии, сказал: «О сыны Израиля! Я послан к вам Богом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Торе до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это — очевидное колдовство». (61:6)

Первая часть вполне ясна, если знать коранический богословский язык. Здесь по обычаю Иисус упоминается вместе со Своей матерью, – "Иисус, сын Марии". Мы уже много раз говорили, что таким именем обозначается человеческая природа Христа. Никто подобным образом в Коране больше не именуется, – и это является одним из удивительнейших знамений того, что Иисус не только (и не просто) человек, но ещё и Некто больший.

Правило чтения таких мест всегда простое: видишь имя "Иисус, сын Марии" – знай, что дальше будет говориться о Христе уничижетельно, как о человеке и рабе Божьем. И пусть этим не смущаются некоторые христиане, которые слабы в богословии и которые как будто гнушаются полнотой человеческой природы во Христе. Их ужасно коробит, когда кто-то говорит об Иисусе низко, как о человеке, — так они проявляют своё "монофизитское" неверие в истинное (настоящее – не призрачное) воплощение Сына Божьего. Сам же Христос и святая Библия не стыдятся Божьего воплощения:

Христос Иисус, будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной... (Флп. 2:6-7)
...благовестию... о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти... (Рим. 1:3)
Израильтян... от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. (Рим. 9:4, 5)
Он (Христос), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение, хотя Он и Сын... (Евр. 5:7-8)
Иисус молится Отцу, как истинный Сын Человеческий
Иисус молится Отцу, как истинный Сын Человеческий

Далее: согласно аяту Корана Иисус пришёл, чтобы подтвердить божественное происхождение Торы (Закона Моисеева). Так написано и в Евангелии: "Не думайте, что Я (Иисус) пришел нарушить закон (Тору) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". (Мф. 5:17)

Но это не всё. Иисус возвестил людям новую, духовную, жизнь! Не только закон, но и преображающий всего человека Дух отныне должен был наполнить сердца верующих:

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоанна 7:38-39)

Именно об этом и говорит аят Корана! Иисус по порядку называет два главных компонента Нового Завета – закон и благодать: "...подтвердить правдивость того, что было в Торе до Меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после Меня, имя которого будет Ахмад..."

Только вдумайтесь: "...сообщить вам благую весть о Посланнике, который придёт после Меня..." Ничего не напоминает? Это же дословный пересказ слов Иисуса на Тайной вечере из Евангелия от Иоанна! Апостолы в тот день были весьма опечалены, что их любимый Учитель покидает их. Иисус всеми силами старался их утешить. Он обещал, что не покинет их до конца: к ним скоро придёт Святой Дух, а вместе с Ним (ведь Они едины) и Сам Христос:

...Не оставлю вас сиротами; приду к вам... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... (14:18, 23, 26)

Иисус здесь сообщает благую весть о Святом Духе, которого в скором времени Отец пошлёт ученикам. Пошлёт – значит Он Посланник (Коран всё правильно говорит). Сказано "Придёт после меня", ведь Святой Дух должен был прийти к верующим после вознесения Господа на небеса (Лк. 24:49).

Далее по тексту идёт будоражащий многих пассаж: имя будущего Посланника будет Ахмад. В наше время все привыкли к этому распространённому мусульманскому имени, но во времена Мухаммада оно не было распространено. И когда современники слышали имя Ахмад, для них это не было ничего не значащим словом, как для нас: они вникали в суть значения имени.

А значение имени следующее: всем мусльманам известное и часто повторяемое словосочетание "аль-хамду ли-ллях" ("хвала Аллаху") из суры "Аль-Фатиха" в слове "аль-хамд" содержит идентичный слову "Ахмад" корень – а именно три согласные буквы: хмд. То есть "хвала" и "Ахмад" — это родственные слова. Дословно "Ахмад" означает "Хвалящий", или, как вариант, "Более достойный одобрения (похвалы)".

Кого же должен был "хвалить" (или "прославлять") будущий Посланник? Иисус отвечает:

Утешитель... Дух истины... когда приидет... ПРОСЛАВИТ Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ин. 16:7, 13-15)

А "Более достойным похвалы" Святой Дух назван потому, что Он должен был возвестить нечто большее и славнейшее, нежели то, что сказал Иисус на земле (из-за неспособности учеников вместить):

...Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...

Или же, как вариант, "Более достойный похвалы" – это не собственное имя, а имя-указатель: Святой Дух (Ахмад) как бы всё время указывает на Хвалимого им – Иисуса – и только этим и занимается, даже до самоотречения.

Теперь всё встаёт на свои места: Ахмад не случайно называется Ахмадом, Его цель заключается в прославлении Иисуса Христа (Сына Божьего) и Бога на земле. Переводчикам, если бы они верили в Библию, стоило бы перевести 6 аят суры 61 так: "...Я (Иисус) послан к вам Богом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Торе до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Прославляющий..."

Господь "подаёт Духа Святого всем просящим у Него" ( Лк. 11:13)
Господь "подаёт Духа Святого всем просящим у Него" ( Лк. 11:13)

Можно ли говорить, вслед за мусульманскими толкователями, что Ахмад – это Мухаммад?

Наверное, первые мусульмане сильно бы удивились, если бы кто-то им сказал: Ахмад из 61 суры, 6 аята Корана – это Мухаммад. Дело в том, что эти два имени заметно различаются, хоть и на слух похожи. Даже корни у них разные, а значения диаметрально противоположны: "Ахмад" – это "Хвалящий", а Мухаммад – это "Хвалимый".

Имена совершенно разные. И невозможно представить, чтобы в Коране всегда именуемый Мухаммадом пророк в один момент стал называться Ахмадом. Такого прецедента в Коране мы нигде не встретим.

И сам Коран уже в который раз на нашей стороне и поддерживает наше толкование своим контекстом: "...имя которого будет Прославляющий». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это — очевидное колдовство». (61:6)

"...Когда же он явился к ним...", – явно говорится о чём-то уже прошедшем и ком-то другом, не зря используется третье лицо: он... к ним. Да и отсылка к празднику Пятидесятницы, — когда Дух Святой сошёл на учеников Христа (см. Деяния, 2 гл.), — уж очень прозрачна. Многие в тот день, видя как многие стали говорить на иных языках, ехидно насмехались: "они напились сладкого вина" (Деян. 2:13)... Не удивительно, если кто-то из насмешников ещё говорил: это — очевидное колдовство, – о чём сообщает Коран.

Сионская горница в тот знаменательный день...
Сионская горница в тот знаменательный день...

Подведём итоги

Исследовав 61 суру, мы ясно увидели, что 6 аят параллелен евангельским словам Иисуса о Духе Святом – Утешителе, который будет прославлять (хвалить) Иисуса на земле (см. Ев. Иоанна, гл. 14-16). Потому Святой Дух и назван Иисусом "Ахмадом" ("Хвалящим").

Священный Коран в который раз показывает нам, что каждая его сура, каждый аят, каждое слово достойны самого глубокого изучения. И если мы, следуя повелению Божьему, будем толковать Коран через библейскую призму, то нам откроется удивительнейший и ярчайший мир смыслов. Причём правильных смыслов, что главнее всего.

К сожалению, сегодня понимание Корана у многих мусульманских "толкователей" оторвано от библейского контекста, поэтому возникает множество неточностей и упущений. Но наша задача заключается в послушании Богу и покорности Его заповедям. Мы не разъединяем то, что Бог назвал единым, "даже если это ненавистно неверующим" (9:32).

В Коране есть прекрасные слова утешения всем тем, кто уверовал во все Божьи Писания:

Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Бога и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Богом и не продавая знамения Божьи за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Бог скор в расчете. (3:199)

Таков совершенный путь Божий, и только на нём свет и истина. А те, которые отвергают какую-то часть из этого, невольно впадают в погрешности в толкованиях, ведь у них нет "объёмного" видения всей полноты Божьих смыслов. Как танковая щель, узость их мышления не даёт им полёта ума и свободы мысли, – вот и получается у них, что Коран и Библия противоречат друг другу, хотя Бог сказал, что они едины. Но зачем им Божье свидетельство, они ведь умнее Бога...

Господь призывает всех познать истину и говорит, что уверовавшим во всю полноту Его слов откроется вся полнота Божьих даров, земных и небесных. Они будут питаться тем, что над ними и тем, что под ними:

Если бы они руководствовались Торой, Евангелием и тем, что было ниспослано им от их Господа (Кораном), то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами... (5:66)

Сравните со словами пророка Исайи в Библии: "...Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли..." (1:19).

Сура 61 ("Ас-Сафф"), которую мы всё это время изучали, заканчивается чудесными словами мира и победы всех тех, кто стал "помощником Божьим":

О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иисус, сын Марии, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?». Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха». Часть сынов Израиля уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями. (61:14)

Воскликнем и мы вместе с апостолами: мы помощники Иисуса, мы помощники Аллаха!

"Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в Рай вместе с праведными людьми". (5:83-84). Богу нашему слава во веки веков!