113,3K подписчиков

Новые подробности в деле Грегори Вильмена. Убийство совершила его бабушка?

28K прочитали

16 октября 1984 года во Франции произошло одно из самых нашумевших, но так и не раскрытых убийств в современной уголовной практике этой страны. Всё началось с того, что мать 4-летнего Грегори Вильмена сообщила об исчезновении сына из семейного дома в Лепанж-сюр-Волоне. Уже спустя несколько часов, в 21:15, тело ребенка было найдено в реке Волонь, примерно в 7 километрах от места похищения.

В то время пресса была более либеральная и фотография тела Грегори со связанными веревкой ногами, руками и шерстяной шапкой, натянутой на лицо, появилась в печати и вызвала всеобщий шок. Инцидент привлек внимание многих журналистов, причем не только французских, но и иностранных. А через два дня новость попала на первую полосу национальной еженедельной газеты.

Грегори Вильмен
Грегори Вильмен

Это дело считается исключительно сложным и непонятным за всё время французской судебной истории современности. Во многом это связано с его долгим расследованием, контекстом, профилем жертвы и, наконец, загадочным мотивом.

За более чем тридцать семь лет дело пережило несколько неожиданных поворотов. Главными из которых было: убийство главного подозреваемого отцом мальчика в 1985-м и самоубийство судьи Жан-Мишеля Ламбера в июне 2017-го, которого многие критиковали за вялое расследование дела.

Аноним

Практически с момента рождения Грегори Вильмена, 24 октября 1980 года, его родители: отец Жан-Мари, мать Кристин, а также его дедушка и бабушка стали получать множество анонимных угроз в виде звонков и писем. Всякий раз этот неизвестный обвинял Жана-Мари в старом преступлении и обещал отомстить.

По словам отца мальчика, он не имел понятия о том, кто его обвиняет и, главное, в чем. Поэтому Жан-Мари особенно не беспокоился о назойливом анониме. Хотя предпосылки были: за последний год кто-то дважды проколол шину на его автомобиле и однажды разбил окно в доме. Но всё изменилось 16 октября 1984 года, когда было найдено бездыханное тело его сына.

Уже на следующий день после похищения и убийства, безутешная семья получила очередное письмо, где сообщалось следующее:

- Надеюсь, ты умрешь от горя и теперь тебе не помогут никакие деньги, ведь ты никогда не вернешь своего сына к жизни. Это моя месть
- Надеюсь, ты умрешь от горя и теперь тебе не помогут никакие деньги, ведь ты никогда не вернешь своего сына к жизни. Это моя месть

Надо сказать, что Жан-Мари Вильмен не имел никаких темных пятен в своей биографии и это неоднократно подтверждала полиция. То есть явных врагов у него не было.

Его описывали как добропорядочного француза, который сразу после окончания учебы, в 1981 году, устроился на автомобильный завод и занимался сборкой автокресел. На тот момент ему было 23 года. Со своей будущей женой, Кристин Белез, которая была швеёй, он познакомился пятью годами ранее, а поженились они в 1979-м.

Но вернемся к письму. Неизвестный автор или его сообщник не ограничился письмом, а даже решился на звонов Жану-Мари прямо на место его работы 16 октября около 17:30 (сразу после похищения), где он практически процитировал свое письмо:

- Я отомстил этому наглецу и похитил его сына. После чего задушил и бросил в Волонь. Моя месть свершилась!
Кристин и Жан-Мари Вильмен в 1984 году
Кристин и Жан-Мари Вильмен в 1984 году

Расследование

Учитывая, что у семьи сохранилось более 25 анонимных писем, то полиция первым делом начала анализировать почерк, чтобы попытаться по нему установить личность убийцы. Первый подозреваемый появился 5 ноября.

Им оказался двоюродный брат Жана-Мари, Бернар Ларош, который даже дал признательные показания, но вскоре от них отказался, заявив, что подписал их под давлением полиции и пытками. Хотя анализ его почерка дал неоднозначные результаты и мнения экспертов разделились, его продолжали держать под стражей до 4 февраля 1985 года.

Бернар Ларош
Бернар Ларош

В это время разгневанный Жан-Мари убедил себя в том, что Бернар и есть убийца. В одном из интервью для прессы он даже поклялся, что убьет своего двоюродного брата. К сожалению, 29 марта он выполнил свое обещание и застрелил Лароша. Причем это произошло сразу после того, как эксперты по каллиграфии более внимательно изучили почерк автора писем и пришли к выводу, что их с той же вероятностью могла написать мать Грегори, Кристин.

В результате оба родителя отправились в тюрьму. Жан-Мари был осужден на 5 лет, но отсидел только 2,5 года, выйдя на свободу в 1987 году. В то время как Кристин, которая на тот момент была беременна, объявила голодовку, длившуюся 11 дней. Примерно через месяц содержания в тюрьме она была выпущена на свободу, хотя официальные обвинения с неё были сняты только в 1993-м.

Жан-Мари Вильмен после ареста за убийство Бернара Лароша
Жан-Мари Вильмен после ареста за убийство Бернара Лароша

Несмотря на сотни подозреваемых и многие часы допросов, долгие 13 лет в деле не было существенных подвижек. Оно было возобновлено лишь в 2000 году. Основанием послужил анализ следов ДНК, которые остались на марке одного из писем. Но после дополнительной проверки оказалось, что результаты "не поддается интерпретации".

Дело приостановили до 2008 года, когда следователи инициировали проведение нового ДНК-анализа. На этот раз исследовалась веревка, которой был связан Грегори, а также несколько других писем. Эта попытка тоже не увенчалась успехом, впрочем, как и последовавший за ней анализ обуви мальчика, проведённые в 2013-м.

В 2017 году произошло очередное возобновление дела. На этот раз основанием послужило мнение экспертов, проанализировавших анонимные письма с применением компьютерного анализа. Таким образом, они пришли к выводу, что письма писали не менее пяти разных людей, а одной из тех, кому принадлежат сразу 7 писем, является Жаклин Джейкоб - бабушка Грегори.

Жаклин Джейкоб - двоюродная бабушка Грегори Вильмена
Жаклин Джейкоб - двоюродная бабушка Грегори Вильмена

Основываясь на отчете экспертов, состоящем из 178 страниц, 14 июня 2017 года было арестовано сразу 3 человека: тетя убитого мальчика, его двоюродные дед и бабушка. Также заочные обвинения были предъявленные умершей в 2010 году Мишель Вильмен - ещё одной дальней родственнице Грегори.

Но неожиданное самоубийство Жана-Мишеля Ламбера в июле 2017 года - это судья, который первым рассматривал это дело (в предсмертной записке он сказал, что это стало следствием давления из-за его, якобы, невнимательного изучения материалов) несколько охладило пыл обвинителей и в течение месяца все они были отпущены.

На 2021 год было проведено ещё несколько стилометрических экспертиз, которые тоже пришли к выводу о причастности к написанию писем бабушки Грегори - Жаклин Джейкоб, которой сейчас 76 лет. Но, по неизвестной причине, обвинения против неё больше не выдвигались.

Хотя сегодня о личности убийцы известно не больше чем в 1984-м, многие склонны полагать, что семья Вильмен, очевидно, не так проста, как кажется на первый взгляд. Судя по всему, они и их родственники что-то скрывают и тайна убийства Грегори, вероятно, никогда не будет раскрыта.

Что стало с семьёй Вильмен?

У них родилось ещё трое детей и они переехали в город Этамп, что в 50 километрах от Парижа. Сейчас Кристин работает неполный рабочий день в магазине, а Жан-Мари стал агентом по недвижимости.