Согласитесь, все мы иногда чувствуем себя авиадиспетчерами, когда сидим в приложении Flightradar :)
Ведь так увлекательно наблюдать за тем, что за самолёты находятся в небе, по какому маршруту они летят, какая у них скорость и высота.
Но как обстоит работа на самом деле? Что контролируют авиадиспетчеры, как они работают и, наконец, что такое «эшелоны»?
Делимся ответами на эти вопросы.
Что такое «эшелоны»?
Эшелон полёта — это высота, которую выдерживает воздушное судно. Он нужен, чтобы обеспечивать безопасный интервал по высоте между двумя и более самолётами.
Всё воздушное пространство разделено по направлениям. На запад летают на чётных эшелонах. Например, на эшелонах 320, 340, 360. А на восток — на нечётных: 330, 350, 370.
Есть две системы измерения высоты: футы и метры. Наша страна работает в футовой системе измерения, а, например, Монголия — в метровой системе. И каждый раз, когда борт проходит государственные границы, авиадиспетчеры должны изменить высоту его полёта.
Какие есть диспетчеры?
Существуют разные диспетчеры и у каждого своя зона ответственности.
Давайте разберёмся на примере.
Представим, что самолёт собирается вылететь по маршруту Красноярск — Норильск.
Первым с пилотом начинает общаться диспетчер руления. Он даёт разрешение на запуск двигателей и маршрут к взлётно-посадочной полосе.
Вторым с пилотом связывается диспетчер вышки (старта). Он разрешает взлёт.
Потом воздушное судно «перехватывают» диспетчеры круга. Их зона ответственности примерно в радиусе 50 км от аэродрома. А в вертикальной плоскости — 2000 м. Как правило, эти диспетчеры задают очерёдность на посадку и разводят вылетающие и прилетающие самолёты.
После круга работают диспетчеры подхода. В этот момент ВС покидает зону аэродрома и выходит на маршрут.
Затем самолёт передают диспетчерам районного центра (РЦ). Районный центр разделён на определённые секторы. Во время полёта воздушное судно передаётся с одного сектора на другой. Наш рейс проходит 4 сектора РЦ и начинает снижение.
Подходя к аэродрому Норильска, его снова встречает «круг», затем «старт», а после посадки и освобождения взлётно-посадочной полосы — «руление».
Сколько всего диспетчеров взаимодействует с одним воздушным судном?
Всё зависит от того, куда летит самолёт. Например, если он выполняет рейс Красноярск — Абакан, то его обслужат минимум(!) 7 разных диспетчеров. А если представлять, что ВС летит с Шанхая в Москву, то вполне возможно его обслужат 50 разных диспетчеров.
Проходят ли авиадиспетчеры медосмотр?
Перед каждой рабочей сменой диспетчеры обязаны пройти медицинский контроль. У них проверяют давление и оценивают общее состояние.
Также каждые полгода специалисты проходят обследования.
Что происходит при возникновении нештатных ситуаций?
Если вдруг борту необходимо совершить незапланированную посадку, то ему автоматически присваивается приоритет перед другими воздушными судами.
Для таких ситуаций есть специальное кодовое слово — MAYDAY.
Диспетчеры передают всю необходимую информацию на борт о погоде, состоянии полосы, особенностях аэродрома, о готовности принять борт.
Далее предупреждаются абсолютно все службы аэропорта на случай, если понадобится дополнительная или медицинская помощь.
Что ещё было бы интересно узнать о работе авиадиспетчера? :)