Мы в наших статья уже много раз погружались в железнодорожную суету: бывали на железнодорожных вокзалах, отправлялись в путь на пассажирском поезде. Много тысяч пар поездов движутся по железной дороге каждый день, но кто же вносит ясность в их движение? Кто помогает машинисту и диспетчеру? Конечно же он - железнодорожный светофор.
Какие бывают светофоры на железной дороге?
Посещая очередную железнодорожную станцию, можно увидеть светофоры установленные на столбах - мачтовые или “торчащие” из земли - карликовые светофоры, иногда светофор помещается и на консоль (если нет места для его установки, например горные участки жд линии). Место размещение светофора это всего лишь то, что мы можем увидеть “невооруженным” глазом.
Для железнодорожников светофор - это, прежде всего, круглосуточный видимый сигнал (из инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте). А если он видимый, то значит он подает какой-либо сигнал светом. Но на железной дороге не всё так просто как на автодороге: зеленый, желтый, красный. Железнодорожные светофоры могут подавать около 30 сигналов. И каждый сигнал на определенном типе светофора будет означать нечто иное, своё.
Типы светофоров
Какие типы светофоров есть на железной дороге? Их немного - 13 штук. Конечно, это сложнее чем следить за светофорами за рулем автомобиля, но все эти светофоры нужны.
И так ЖД светофоры бывают:
- входные — показывает машинисту можно ли следовать на станцию с перегона, их устанавливают перед станцией;
- выходные — разрешают или запрещают машинисту поезда отправиться со станции на перегон, устанавливаются на каждом отправочном пути станции;
- маршрутные — указывают машинисту на разрешений или запрещение поезду проследовать из одного района станции в другой, из одного парка станции в другой;
- проходные — разрешающие или запрещающие машинисту поезда проследовать с одного блок-участка на другой*;
- прикрытия — для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
- заградительные — требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;
- предупредительные — предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);
- повторительные — если машинисту не видно основного светофора, то устанавливается повторительный сигнал, который просто повторяет показание основного светофора (напрмер световор размещен за кривой и машинист от платформ его не видет);
- локомотивные — данный светофор находиться в кабине машиниста, он подсказывает машинисту какой сигнал впереди, ведь иногда сигнал может находиться очень далеко;
- маневровые — разрешают или запрещают производить маневры;
- горочные — разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с сортировочной горки.
Еще одно усложнение задачи, светофоры могут показывать разные сигналы для разных типов поездов. На железной дороге показания светофора делят на маневровые и поездные. Уже из названия понятно что маневровые это те которые используются при маневрах, например: когда локомотив переставляет вагоны по станции или маневрирует с одного парка станции в другой. А вот поездные сигналы, это те которыми пользуются поезда следующие с одной станции на другую. Причем поездным составам можно проезжать запрещающие сигналы маневровых светофоров, а вот маневровым запрещающие показание поездных светофоров нельзя проезжать.
*весь железнодорожный перегон делят на блок-участки, длина такого участка равно расчетному тормозному пути состава и ограждается участок проходными светофорами.
Какие сигналы может подавать светофор?
Мы уже говорили что их около тридцати, может даже и больше. Всех их перечислять в это статье мы не будем, так как у нас выйдет серия постов посвященных показаниям и маркировки светофоров. Хотелось бы лишь отметить основную логику этих показаний.
Думаю следует начать с “одного зеленого огня”. Данное показание разрешает поезду следовать с установленной скоростью.
Продолжим мы “одним желтым огнем” - разрешается движения поезду с готовностью остановиться, следующий светофор горит красным - закрыт.
Но с желтым огнем не всё так просто, он ещё может и мигать. Сигнал “один желтый мигающий огонь” - будет говорить нам о том, что можно его проследовать с установленной скоростью, но следующий светофор открыт и требует проследования с уменьшенной скоростью.
А вот тут уже интересней, сигнал “два желтых огня” - поезд может проследовать сигнал, но с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт.
Один из этих двух желтых огней может неожиданно начать мигать и это вовсе не значит что он сломался! Сигнал “два желтых огня, из них верхний мигающий” - разрешается движение поезду с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонение по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
Напоследок, сигнал “один красный огонь” - поезду ничего не разрешается, машинист должен остановить состав, запрещено проезжать такой сигнал.
Светофор - лучший друг машиниста
Сегодня светофор один самых важных персонажей на железной дороге. Светофор не просто показывает сигнал, но и может подсказать машинисту куда едете поезд - будет ли он следовать по отклонению на стрелочном переводе. Ещё на железной дороге дополнительно применяют специальные сигнальные щиты, они показывают либо род тока, либо направление движения поезда.
Но кто же включает эти лампочки на светофоре? Лампочки зажигаются автоматически, когда диспетчер готовит маршрут поезду. В подготовку маршрута входит перевод стрелок, для того чтобы поезд поехал в правильном направлении. Когда стрелки переведены, рельсовые цепи замыкаются и на светофоре загорается нужный сигнал.
История светофора
Сегодня мы узнаем светофоры по цветам которые на них горят. Но как это было раньше? Вы знали что первый светофор вообще не имел ничего общего со светом, его лишь подсвечивала керосиновая лампа. Сам же светофор из себя представлял табличку и стрелки. Изобрел такую “чудо техники” Джон Пик Найт в 1868 году. Конечно, время неумолимо двигалось вперед и уже в 1910 году Эрнст Сирин представляет свою разработку, первый автоматический светофор.
А что на железной дороге, так тут всё ещё интересней. Светофоры никто и не думал применять, первые паровозы отправлялись только по зову сердца машиниста, а не по сигналу светофора. Потом на железнодорожных линия произойдут аварии и человечество внедрит сначала ручные сигналы, подоваемые станционными старожилами, вследствии дежурными по станции.
Но пройдет время и появиться он семафор, это как светофор только автоматики в нем совсем было мало. Как не странно только в 1930х годах наша русская железная дорога получит полноценную систему диспетчеризации и автоматической блокировки. В это время начнут зарождаться и первые железнодорожные светофоры.
Светофоры также продолжат совершенствоваться и в связи с развитием микропроцессорной техники совсем пропадут в 21 веке. Конечно, не везде, но существуют линии где не используют путевые светофоры, сигнал сразу передается машинисту в кабину. Например: часть линий московского метрополитена.
В данной статье невозможно сразу и быстро рассказать об функции и сигнале каждого светофора. Поэтому мы запустили серию постов, они будут выходить на нашем канале каждую неделю и рассказывать вам про определенный сигнал и светофор который может его подавать.
ВНИМАНИЕ! Чтобы получать в ленту рекомендаций Я.ДЗЕН наши статьи, теперь нужно подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/train_universe
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
- Хочешь знать ещё больше об устройстве ЖД?
- Тогда ставь лайк и подписывайся, мы обязательно расскажем!