Найти тему
Толк портал

Как феминизм меняет кино: тропы женских персонажей

По данным Научно-исследовательского центра по изучению роли женщин на телевидении и в кино, процент девушек-главных героев неизменно растет с каждым годом. А ведь еще в 2015 году женщины играли ведущую роль только в 22% случаев. При этом сами персонажи за это время практически не изменились. В этот праздничный день говорим о типичных образах женщин в кино, которые давно уже набили оскомину. 

Manic Pixie Dream Girl (Маниакальная девушка мечта) или «Бесплатный психотерапевт»

Она эксцентричная, она непосредственная, живёт здесь и сейчас, любит жизнь во всех проявлениях и готова на любые безумства. А ещё она – тот самый инструмент, с помощью которого главный герой сможет самосовершенствоваться. Главный герой рядом с такой «девушкой мечты» обычно особо контрастен: он в подавленном депрессивном состоянии, сил на яркие эмоции у него нет, как и вкуса к жизни. И кажется, что ничто не сможет помочь выбраться из этого состояния, как появляется Она. 

Маниакальная девушка мечта введена в сюжет именно для этой миссии – спасти главного героя. Кто-то спросит: «А что в этом плохого, если один человек помогает другому?!». Помогают друг другу двое сознательных самостоятельных людей. А manic pixie dream girl – это показательный пример синдрома спасателя. Романтизация этого явления очень опасна, ведь реальные девушки примеряют это амплуа и бросаются на поиски жертвы, которую непременно нужно спасти. 

(«Скотт Пилигрим против всех», реж. Эдгар Райт)
(«Скотт Пилигрим против всех», реж. Эдгар Райт)

Сюжет двигается, герой перевоспитывается, наступает хэппи энд. Становление главного героя-мужчины вполне понятно, но что до его «спасительницы»? Здесь-то и становится ясно, что это полностью фэнтезийный персонаж: у «девушки мечты» нет истории, у её эмоциональных состояний нет подоплёки, а её желания и цели никогда не освещаются в сюжете. Как итог – персонаж не проработан, она лишь контрастный фон для главного героя. 

Есть режиссеры, которые по-другому используют силу таких персонажей. Например, Марк Уэбб в картине «(500) Days of Summer» («500 дней лета») искусно разрушает стереотипный образ, наделяя главную героиню Саммер интересами и желаниями, отличными от желаний главного героя. Благодаря этому, персонаж становится живым и многогранным, как в реальности. В любом случае Manic Pixie Dream Girl водится только в кино. Разобрались с первым тропом: да, условный друг, такиедевушки только в кино.

«500 дней лета», реж. Марк Уэбб
«500 дней лета», реж. Марк Уэбб

Cool girl (Крутая девчонка) или «Расслабься, бро»

Такая девушка – «своя в доску». Она не упрекнет парня в компьютерной зависимости, с радостью поиграет с ним футбол, а правым глазом сможет открыть 0,5 Heineken. При этом она женственная, горячая, раскованная, с идеальной фигурой и уж точно «не такая, как все девушки». Она – отражение всех увлечений и взглядов главного героя. Её и в бар к друзьям привести не стыдно – всё равно за свою примут. Как и у «маниакальной девушки мечты» у неё нет вектора развития кроме роли «любовного интереса главного героя». 

«Трансформеры», реж. Майкл Бэй
«Трансформеры», реж. Майкл Бэй

Безусловно, существует множество женщин, которые любят спорт, компьютерные игры и выпивать в барах по субботам. Но проблема в том, что в кино женского персонажа могут наделить такими интересами, только вкупе с превосходной внешностью. Образ классной девчонки разрушается, как только она перестает выглядеть привлекательно (самый яркий пример – Сандра Буллок в «Мисс Конгениальность»), или когда она открыто высказывает своё мнение и демонстрирует какое-то недовольство. Ведь кредо действительно «классной девчонки» – «don’t be nervous, just chill out».(Не нервничай, просто расслабься)

 «Мисс Конгениальность», реж. Дональд Питри
«Мисс Конгениальность», реж. Дональд Питри

В знаменитом фильме Финчера «Gone girl» («Исчезнувшая») речь идет о деструктивных последствиях типажа «крутой девушки». Героиня Розамунд Пайк несколько раз повторяет, что её муж видел в ней только созданный образ. Она не могла позволять себе вольности, во имя цельности архетипа. Если вспомнить, к чему привели годы притворства героини, то мало кто из парней захочет, чтобы его пара попыталась стать «крутой девчонкой». Да, реальность может быть довольна неприятна, и снова, друг прости: такие девушки – только в кино.

«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер
«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер

Weird girl (странная девчонка) или «Мне плевать»

Это та самая девчонка, сидящая в одиночестве у окна, рисующая на парте и закатывающая глаза при каждом упоминании её имени. А ещё она вся в чёрном. А ещё её презирают остальные, но ей совершенно наплевать. Если вы видели девочек-подростков, которые всегда ходят в наушниках и сторонятся людей, то знайте, их бы вдохновили эти музы из фильмов девяностых: Лидия Дитц («Битлджус»), Нэнси Даунс («Колдовство»), Дарья (мультсериал «Дарья»), Элисон Рэйнолдс («Клуб завтрак»)… Но не каждая weird girl этакая панк-рок-отшельница. Другие примеры – Фиби Буффе (телесериал «Друзья) и Полумна Лавгуд («Гарри Поттер»).

«Странная девчонка» может представлять опасность для общества – она высказывает непопулярные идеи, ведёт себя эксцентрично или чересчур драматично, плюет на гетеронормативность (гораздо реже), равнодушна к мэнсплэйнингу (явление, когда мужчина снисходительно объясняет женщине тему, в которой она и так разбирается). Проще говоря, такая героиня неудобна. А раз она настолько неудобна, то перед сценаристами встаёт важная задача: показать, что таким девиантам уготована неутешительная участь. Эти героини, как правило, несчастны. У них могут быть проблемы в семье, проблемы психологического характера, проблемы в отношениях с людьми. Режиссер показывает, чтобы найти счастье – нужно стать «нормальной». И тут можно вспомнить двух ярких героинь, чей отказ от образа был вознаграждён.

-7

Элисон, «Клуб завтрак»
Элисон, «Клуб завтрак»

Персонаж Элли Шиди (Элисон Рейнолдс) был одним из самых любимых для многих. «Клуб завтрак» в далёком 1985 году ломал представления о типичном подростковом кино, потому что раскрывал участников событий более многогранно, чем «мачо», «ботан» и «преступник». Что же ждало Элисон? Идея сценаристов ясна и понятна, а транслируемые ценности тем более: чтобы быть красивой и нравится мальчикам нужно просто перестать быть чудаковатой. 

-9
Даша Васнецова, «Папины дочки»
Даша Васнецова, «Папины дочки»

Даша Васнецова – тоже яркий пример превращения из готки, гуляющей по кладбищу, в послушную домохозяйку с мужем и детьми. На этом развитие ее персонажа останавливается, героиня получает свой закономерный хеппи энд. 

Раньше «странные девчонки» могли стать счастливыми только этим путем, но сегодня у них есть иной выбор, который не подразумевает отказ от индивидуальности. 

В сериале Sex Education («Половое воспитание») от Netflix есть хороший пример. Лили – как раз та weird girl, чьи сексуальные предпочтения многим кажутся дикими. Но в итоге она находит гармонию со своим телом, осознаёт свои желания и у неё появляется вторая половинка, с которой она может быть откровенна. Такой персонаж не отвергается, находит отражение своих фантазий в творчестве и имеет счастливую любовную линию. Виват, деконструкция! А мы снова говорим: прости, но ты вряд ли готов к настоящей странной девчонке. Увы, жизнь не сценарное клише.

Лили, «Половое воспитание»
Лили, «Половое воспитание»

Аделина Артюшкина

Фото из сети Интернет