Найти тему
Алексей Эбель

Реликты.

С планами на предстоящий сезон, конечно, чехарда. Как говорится, хочешь рассмешить того, чьё имя нельзя вспоминать всуе и негативной коннотации, расскажи ему про эти самые планы. Дабы привести в порядок мысли, сел писать статьи-заметки для Русского орнитологического журнала.

Одна из первых по списку - про реликтового дрозда. Знаете такого? Сейчас расскажу коротенько.

Чего вдруг Николай Алексеевич Зарудный решил дать именно такое название дрозду, несколько особей которого были добыты на пролёте в долине Или в Казахстане, загадка. Было это давно, аж в начале 20 века, поэтому спросить не у кого. Описание вида было опубликовано в 1903 году в немецком Ornithologische Monatsberichte, после чего об этой птичке все постепенно забыли, исчезла она даже как синоним из орнитологических сводок.
И только спустя 7 с гаком десятилетий про реликту вспоминает Леонид Александрович Портенко: в 1981 году выходит его статья "Географическая изменчивость темнозобых дроздов (Turdus ruficollus Pallas) и её таксономическая оценка". Правда, он сводит реликту к редким случаям гибридизации чернозобого и чёрного дрозда. И вновь забвение...
Но на этот раз уже ненадолго: в 2004 году Валерий Николаевич Мосейкин, работая по другой теме в районе Усть-Кана, вдруг наблюдает этих птиц в немалых количествах во время гнездового периода: "Создавалось впечатление, что голову этих птиц как бы макнули в чернильницу".
Собственно, так оно и есть.

Впервые эти места (т.е. долину Чарыша ниже Усть-Кана) я с Владимиром Архиповым и сотоварищами посетил в 2014 году, т.е. десятилетие спустя. Реликту мы нашли, даже нашли гнездо, но вопросы остались.
Потом мне удалось найти реликту на гнездованиях и в других местах, а в мае 2019 года я ещё раз специально приезжал на Чарыш, чтобы кое-что прояснить. К сожалению, немного опоздал, часть выводков уже вылетели, но некоторое количество гнёзд удалось найти.

-2

Хотя, по большому счёту, искал я в тех краях гнёзда чёрного аиста.
Но это, как говорится, несколько иная история.
Собственно, сейчас многие орнитологи и бёрдвочеры "прозрели", поэтому реликту на зимовках встречают вплоть до Армении, а вот его точный гнездовой ареал до сих пор неизвестен. Могу сказать, что точно от Усть-Канского района в Республике Алтай до Алтайского района в Алтайском крае. Но это вовсе не значит, что его на этой территории так просто найти.
И вообще к реликте есть ещё несколько вопросов. Может какие-то из них удастся прояснить в ближайшие сезоны, если не будет других более интересных тем.