Найти тему
Толк портал

Новогодняя ярмарка тщеславия

Оглавление

С приближением праздников хочется сделать чудо и немного помочь детям-сиротам. Но как правильно это сделать? Мы поговорили с социальным педагогом Юлией Цун и выяснили, почему Новый год может легко превратиться в ярмарку тщеславия и как поздравить детей так, чтобы не усугубить их психотравмы.

Меня зовут Юлия Цун. Моё основное место работы – один из детских домов Хабаровска, там я социальный педагог. Я внедряю различные эффективные практики помощи сиротам, изучаю, ищу, перенимаю опыт. Также у нас с мужем есть своя благотворительная организация проектная группа «Союзники». Там мы реализуем практики не только с детьми-сиротами, но и в принципе, в сферах семьи, отцовства, материнства. Но работа с воспитанниками детского дома – это основа. Очень много нашего ресурса уходит именно на это.

Праздники – это здорово. Но…

Прийти ярко, сфотографироваться, сделать классный видеоролик, пригласить крутых аниматоров – это здорово. Дети они и есть дети, они тоже хотят праздника. 

Но когда такой праздник становится на первый план, когда у девчонок нет прокладок, у мальчишек нет бритвенных станков, носков, тогда появляется вопрос: «Ребят, что мы творим?

Умная благотворительность – это история о правильном распределении ресурсов. Бытовых вещей нет не потому, что государство обкрадывает детей. Всё у детей есть, но сама система несовершенна. 

Первое правило для людей, которые действительно хотят помочь – прийти к администрации детского дома или найти какое-то доверенное лицо, или помогающую организацию и спросить: «А какой запрос вообще есть?». В городе Хабаровске у детей есть подарки. Детские дома ведут работу по привлечению ресурсов. Поэтому если говорить о простых гражданах, то запрос он иной, не самый простой. 

Потому что дети – это история про ответственность, а не про праздник
-2

Хабаровчане – щедрые люди

Нельзя сказать, что у детских домов есть дефицит в помощи горожан. Смотря в какой помощи. На Новый год конфеты и подарки исправно приносят, и Деда Мороза самого лучшего заказать могут. В этом плане хабаровчане щедры, причём не только на праздники. Потому что это просто, доступно, понятно. Если говорить о каких-то бытовых ситуациях, то бывает сложно, если в окружении детского дома нет помогающей организации, которая понимает социальный запрос ребёнка. 

Самый банальный пример – дети из детских домов активно занимаются спортом, ездят на соревнования. Спорт для наших детей – это важный инструмент для их социализации и реабилитации. Но чтобы нашим детям поучаствовать в соревнованиях – краевых, региональных, федеральных – нужно оплатить страховку. Это требование соревнований. У детского дома нет такой статьи расходов. Ну и где взять деньги? Футбольная команда – это не один и не два человека. А страховка стоит от 500 до 1000 рублей. Казалось бы, не такая уж и великая сумма, но её нужно постоянно обновлять. 

И когда начинаешь искать деньги на эти нужды, то сталкиваешься с непониманием людей – «А почему я должен это оплачивать? Я вон, детям на Новый Год конфеты принёс, всё». И на самом деле человек прав

У нас есть закон о благотворительности, где четко прописано, что любой человек имеет полное право самостоятельно определять: как, когда и кому ему помогать. Никого заставить нельзя. Так что здесь важна просветительская работа самого учреждения в вопросах умной благотворительности. 

Юлия и воспитанники детского дома
Юлия и воспитанники детского дома

Новогодняя ночь длиной в месяц

Нужно понимать, что новогодний вечер в детском доме – это не один день. Как это бывает – сторонние организации приходят в детский дом и говорят: «Мы такие неравнодушные ребята, очень хотим поздравить детей с праздником». Сотрудники отвечают: «Окей, здорово, давайте такого-то числа приходите». Потом приходят аниматоры, дарят подарки, все дети улыбаются, поздравители уходят. Проходит полтора часа – приходят другие неравнодушные. Дети снова спускаются, улыбаются, принимают поздравления – и вот такая канитель на протяжении трёх недель. 

Вы не представляете, сколько внутреннего ресурса тратят дети, чтобы пропустить через себя такое огромное количество абсолютно посторонних людей. У нас многие в России устают от новогодних выходных – 10 дней отдыхаем. А вот дети, причём травмированные дети, которые по особому воспринимают этот мир, они это всё переживают гораздо дольше. И все улыбаются, все хлопают в ладоши.

Когда я поняла, что всё работает не так

Лет восемь назад, помню, были каникулы у детей. Обычно в каникулы детям тоже многие хотят устроить досуг. Приезжают гости, причем недавно до них тоже были гости, и до тех гостей тоже приезжал кто-то. Мы приглашаем детей в зал и я вижу, что не все пришли. Пошла по группам, поднимаюсь, а у меня ребёнок навзрыд плачет. Я спрашиваю: «Кать, что случилось? Обидел кто?». Она так горько плакала. Катя отвечает: «Я не хочу туда идти. Я устала, я не хочу, я просто хочу побыть одна. Пожалуйста, не трогайте меня». Это были настолько искренние слова. Я почувствовала вот этот крик души и поняла, что где-то мы свернули вообще не туда.

В самих праздниках нет ничего плохого. Другое дело – как мы их преподносим нашим детям. 

Тут вопрос в том, чего мы хотим: действительно доставить радость ребёнку или потешить собственное тщеславие?

Это личный вопрос, на который каждый человек должен ответить себе сам. Задумываться об этом больно и неприятно, но признание самому себе – это честно.

-4

Как мы выращиваем «вечных сирот»

Нужно понять – на Новый Год я уйду, а дети останутся там, за забором. Да, они останутся с подарками, но они всё ещё будут в системе. Задайте себе вопрос – «Что мои действия дают ребёнку?». 

А ответ такой – они ему дают искажённое представление о мире. У ребёнка появляется абсолютная уверенность в том, что после 18 лет, когда он выйдет из детского дома, мир будет такой же яркий, праздничный, подарочный. Потому что, что? Потому что он сирота, его любят и ценят не за то, что он талантливый и хороший, а за то, что он сирота. И продолжается эта история. 

И вот ему уже 40 лет, а он всё говорит: «Я сирота, вы все мне обязаны». Кто в этом виноват? Да мы и виноваты – бросили ребёнка в системе, ещё и масло в огонь подлили. Выходит он после 18 лет, а у него никого нет. 

Воспитатели остались в детском доме, нет добрых тёть и дядь, нет трёх Дед Морозов подряд. 

Оказывается Новый Год – это какая-то ночь, которую празднуют с семьёй. Это про домашний очаг, про любимый папин салат. И получается такое искажённое восприятие мира, к сожалению. 

Психологическая работа с детьми

В каждом штате обязательно есть психолог. Но педагог-психолог это совсем не тоже самое, что клинический психолог. Групповая работа это не индивидуальная работа с травмами. Конечно, бывают понимающие психологи, но всё равно это очень сложно. На одного человека 60 детей. 

И как раз таки как вариант новогоднего подарка – оплатить ребёнку консультации с клиническим психологом

Или например – найти средства, возможности, обучить специалистов, которые работали бы с детьми.

Бывают, конечно, доверительные отношения и с штатными психологами. Но тут, чтобы ребёнку прийти за индивидуальной консультацией, ему нужно осознать, что у него такой запрос есть. У нас взрослые не все понимают, что уже пора, что говорить о ребёнке, у которого уровень стресса как при бомбёжке. 

Это доказанный научный факт – ребёнок-сирота живёт в таком состоянии стресса. Психологи в детских домах проводят индивидуальные консультации, это может быть запрос ребёнка или педагога. Но опять же, нужно говорить о качестве этой работы.

-5

Ты можешь стать взрослым другом для ребёнка

Каждому ребёнку нужен свой личный, значимый взрослый. Это природная потребность маленького человека. Но как правило у наших детей, нарушена эта связь. Есть такие программы наставничества, когда наставник – это старший друг. Это не психолог или воспитатель, это специально обученный волонтёр, который профессионально дружит с одним ребёнком. Ребёнок знает, что во всей массе этот человек придёт именно к нему. Этого взрослого друга интересует дела, оценки, настроение конкретного ребёнка. 

Конечно, это происходит не так красиво, как я это сейчас описала. Это длительная работа. Ребёнок, который не один раз переживал предательство, с трудом идёт на контакт. Тем не менее, это очень благодарная работа. Не сразу, но через какое-то время, ребёнок начинает эмоционально включаться.

Мифы о детях-сиротах

Самый распространённый миф – это то, что все дети в детских домах больные и ненормальные

Нужно людям объяснять, что дети пережили очень большое горе и на них это оставило отпечаток. Есть такое понятие как ЗПР – задержка психического развития. Это не психиатрия, это не умственная отсталость. Если в детстве мама с папой читают ребёнку сказки и поют песни, то ребёнок развивается, познаёт мир. А когда в семье ничего такого нет, нуждами ребёнка пренебрегают, то определённые психологические процессы начинают тормозиться. Когда 9-летний ребёнок отвечает на колобка «колесо», а на лису «Баба Яга», то становится понятно, что в его системе координат просто не такой информации.

Ещё один миф — дети должны быть благодарными

Вот они жили в таких ужасных условиях, а тут им и конфетки приносят, и то, и сё. А почему они должны быть благодарными, они разве просили вас?

Есть такое, когда люди идут (в детские дома) и ждут эмоциональный отклик. А его нет. Детям всё равно не потому что они плохие, а потому что есть определённые психологические характеристики, связанные с проживанием утраты. Есть такое состояние – депривация. Дети переживают состояние горя и им не до благодарности. Может когда-то через много-много лет они что-то и поймут. А может и не поймут. 

Вы когда приходите делать добра, то делайте, что должны, а благодарности ждать не нужны. 

Аделина Артюшкина.

Редактор: Полина Никулина.

Фото из архива Юлии Цун.