Весну театр «Вымысел» традиционно начал с премьеры. На этот раз уфалейские жрецы Мельпомены под руководством режиссёра Павла Прибытка представили на суд зрителей спектакль «Понедельник». Постановка сделана по мотивам пьесы «Тяжелые дни» известного русского писателя Александра Островского, в ней сохранен основной посыл произведения.
Это спектакль в двух действиях. Общая продолжительность, включая антракт, чуть больше двух часов. Задействованы все актёры труппы, некоторые из них играют несколько ролей.
Постановка имеет длинное начало. Прежде, чем перейти к основному повествованию, зрители попадают на кукольное представление о женитьбе Петрушки, мало информативное для будущего повествования. Основная часть спектакля отражает ключевые мотивы и сюжетные линии пьесы Островского.
Если говорить о художественном оформлении сцены, то декорации мобильны, их размещением, перемещением, группировкой занимаются сами актёры. Стилизованы под элементы немого кино, но при этом имеют некоторые лубочные корни. Так же стало уже традиционным для «Вымысла» использование в спектаклях видео. На этот раз стилизация под немое кино. Эту же тему кинематографа поддерживает режиссёр некого «фильма на реальных событиях» Петрушка, снимающий происходящее и дающий указания героям.
Спектакль «Понедельник» - эклектика. Итак, в основе классика русской литературы - «Тяжелые дни» Александра Островского. На нее нанизаны элементы черно-белого кино. Связующим элементом всех костюмов и даже элементов декораций становится хохлома, которая достигла своего пика популярности как раз к концу 19 века. Но ясности в таком художественном решении нет. Сами костюмы красивы, соответствуют проживаемым на сцене ситуациям, сочетаются друг с другом. При этом в них чувствуется народная лубочность с присущей яркостью и некой грубостью. Есть в костюмах и доля юмора и иронии.
Добавляет эклектичности спектаклю музыкальное сопровождение. И в данном случае - джаз. Заморский джаз 20 века и русская душа 19 века явно герои разных историй. Чем обусловлен этот странный выбор, пояснил сам режиссёр. Как рассказал Павел Прибыток, «Островский заложил [в пьесу] большой актерский джаз - это возможность импровизировать, иронизировать. Поэтому этот джаз лег на это ироничное существование».
Если говорить об актерской игре, то стоит отметить Ольгу Шолохову, которая в образе Настасьи Панкратьевны передаёт русскую душу с ее суевериями, страданиями, мучениями, но стойкостью, самоотверженностью и смелостью. Удалось и Николаю Веберу передать характеры адвоката Василия Досужева и спряпчего важного вида Харлампий Мудрова - двух схожих по функциональному, но разных по своему смысловому содержанию и информационному посылу. Не всегда оправдано было появление Петрушки, которым несколько раз прерывались довольно яркие драматичные и эмоциональные моменты.
Непонятным остаётся введение в «Понедельник» фрагмента из другого произведения Островского - монолога Катерины «Почему люди не летают как птицы?» в «Грозе». Дает почву для размышлений появление в спектакле образа Царевны-Лебеди руки Михаила Врубеля к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Царевна-Лебедь, по оценкам искусствоведов, представляет собой сложный, собирательный и довольно драматичный образ. Как три разные, драматичные и ироничные истории слились воедино на уфалейской сцене - загадка нового спектакля.
Как отмечает режиссёр Павел Прибыток, особенность «Понедельника» в «Вымысле» - это «говорить о серьёзных вещах весело, а уфалейская труппа это умеет». Так же приглашённый режиссёр отметил, что в «Вымысле» артисты во время подготовки спектакля бросали себя в водоворот событий.
Отметим, что над пластикой актёров трудились Николай Вебер и Юлия Моисеева, которые выстраивали общую гармоничную картину из музыки и танцев.
Итак, «Понедельник» - микс различных стилей, искусств, символов, произведений, смыслов, порой абсолютно несхожих и несочитаемых вещей. Происходящее на сцене оголяет не только пороки, но и говорит о межличностных конфликтах и борьбе за своё счастье для каждого из героев. Очень противоречивый спектакль, во многих моментах вызывающий споры. Но по смеху, который был слышен в зале, должен понравиться уфалейскому зрителю.