Этот текст я написала под присмотром Софьи Каневской (врач-психиатр, психотерапевт)
Когда видите, что у человека перед вами уровень стресса так высок, что ему нужна помощь, слова из списка ниже не помогают.
Специально их привожу, чтобы вы знали как не надо (а после них будет о том, как надо, и не только про слова).
⛔ “Calm down.” - Успокойся
⛔ “Just relax.” - Да расслабься
⛔ “Don’t worry about it.” - Не беспокойся об этом.
⛔ “Stop stressing out.” - Перестать нервничать
⛔ “It’ll be fine.” - Все будет нормально
⛔ “Don’t get so upset.” - Не расстраивайся так сильно.
Сказанные человеку на грани срыва эти фразы обесценивают его чувства и расстраивают еще больше. Показывают, что вы не хотите вовлекаться в проблему. Отмахиваетесь.
❓❓❓А что тогда сказать?
Штука в том, что пока мы раздумываем, что же нам ответить (чтобы помочь, решить проблему, успокоить) мы не слушаем собеседника, мозг занят подбором правильных слов для ответа.
👂👂👂Первое и самое важное тут - активно послушать ни на что не отвлекаясь.
🕊️И вот когда вы это сделали, фразы ниже будут очень к месту:
✔️ “That must be really hard for you.” - Должно быть тебе от этого очень тяжело.
✔️ “What’s happened was awful. I’m so sorry.” - То, что произошло — ужасно, мне очень жаль
✔️ “I understand why it makes you anxious/angry/upset.” - Я понимаю почему ты от этого так тревожишься, злишься, расстраиваешься.
✔️ “I understand how you feel”/ “I feel you” - Я понимаю как ты себя чувствуешь.
✔️ “Is there anything I can do to help?” - Есть что-то, чем я могу тебе помочь?
✔️ I’m here for you. - Я с тобой
✔️ I’ll be there for you. - Я буду рядом
✔️ You can count on me. - Можешь на меня рассчитывать.
Помните, человека на пике стресса важно активно выслушать, не перебивать и не приводить свои контр-аргументы в попытках «помочь» снизить интенсивность чувств. Признание чувств позволит сделать это быстрее, чем их отрицание.