Я слышала, что детям нельзя говорить молодец
Зависаю.
Прокручиваю в голове несколько минут своего занятия с ребятенком, которые предшествовали этой фразе его мамы.
И понимаю, что действительно только что громко, отчётливо и очень эмоционально произнесла это "жуткое" слово.
Серьёзно?
Я же столько семинаров, тренингов и марафонов провела на тему похвалы и оценочной зависимости…
А тут...
Что со мной случилось?
Влетела в прошлые автоматизмы?
Стала вспоминать и анализировать другие занятия с детьми, чтобы понять, как часто я косячу, а главное, почему?
Но самое странное, у меня нет ощущения, что я совершила ошибку, как будто в данной ситуации всё было правильно…
Целый день я пребывала в размышлениях и никак не находила вразумительных ответов, а утром, как это часто бывает, пояснение пришло само собой. И всё оказалось так просто и так естественно.
Помните, я писала о том, что гуманный подход в воспитании подходит далеко не всем детям?
И если, к примеру, у ребёнка нарушено проприоцептивное восприятие, то имея постоянный свободный выбор деятельности, он скорее всего будет избегать сложных и неприятных для себя занятий,тем самым ухудшая своё состояние.
По отношению к таким детям целесообразно использовать директивный и даже авторитарный подход для исправления и нормализации функций их нервной системы.
И вот ребёнок, которому мои упражнения даются очень сложно, он испытывает напряжение, хочет всё бросить и убежать, но делает. Делает только потому, что я его об этом прошу, а иногда даже строго настаиваю...
Он выполняет упражнения для меня.
Испытает ли он радость и удовлетворение, завершив свою деятельность? Нет, скорее облегчение от того, что всё закончилось
Тогда, что он получает за свои труды? Какое вознаграждение?
Мою похвалу
Получается, что если мы вынуждены уйти в директивность, навязывая ребёнку внешнюю мотивацию, то и вознаграждение будет внешним.
Все логично.