Как проект "Золотой век" объединяет школьные предметы и даёт мотивацию учиться детям из сиротских учреждений.
В школах дети всё чаще играют — и не только ради развлечения. Это практический способ перевести абстрактные, в том числе исторические факты в эмоционально-окрашенные знания, ставить опыты по химии, физике, прокачивать экономические навыки, логику, увидеть взаимосвязь событий. Проект "Золотой век", направленный на работу с детьми из детских домов, рассказывает о том, как образовательные игры стирают границы между школьными предметами и делают учёбу интересной даже в тех случаях, когда не до учёбы.
Зачем объединять школьные предметы
Межпредметность — это главный ответ на вопрос любых современных детей: "А зачем мне знать исторические даты / географию / химические формулы? Как это мне пригодится в будущем?" Современная школьная программа, будь-то в школе или в детском доме, больше направлена на теорию, погруженность детей в отдельно взятые предметы и мало помогает видеть мир целостно. Хотя именно применимость знаний к жизни, их прикладной характер и понимание взаимосвязи делает учёбу интересной. Поэтому объединение предметов — хороший способ замотивировать любых детей к учёбе, показав как знания работают вместе.
Когда дети понимают взаимосвязь предметов, они более мотивированы учить даже сложные даты и формулы, чем учить их просто так, для пятёрки на контрольной.
Зачем подавать знания в формате сюжетно-ролевой игры
Игровой подход, или его ещё называют геймификацией — ещё один фактор продуктивности обучения. Игра делает для ребёнка знания (и в целом реальность) понятными и эмоционально близкими, потому что он сам их использует в момент решения конкретной задачи. Не взрослый сверху что-то показал, а ребёнок сам сотворил свою реальность на основе своих знаний в рамках конкретной игры. И это совершенно другое чувство, чем просто решить контрольную. Это воодушевление и эмоциональный подъем, потому что ты справился, например, с квестом или прошёл уровень — представьте, у тебя целый кусок железной дороги построен!
Значение игровых технологий больше, чем развлечение. Игра помогает учиться и творить.
И ещё один плюс любой игры — это творчество, которого обычно не хватает на стандартных школьных уроках. Например, в сюжетно-ролевых играх проекта "Золотой век" справиться со сложной игровой задачей детям помогает не только знания исторического контекста, географических особенностей, русского языка, химии, физики, но и логика, и воображение, и творческий подход. В них нет единственно правильного решения, поэтому дети могут подойти к задаче изобретательно.
Как ещё игра решает образовательные цели
Значимым фактором эффективности обучения в формате сюжетно-ролевой игры (и игры в целом) становится командная работа. Это в целом важно для подростка, но особенно для детей из детских домов с их огромным внутренним запросом на социализацию. Обычно в классе ученик должен отвечать на вопросы один, контрольную решать сам за себя, самостоятельно выполнять домашние задания. И ему может быть скучно. Когда же ребёнок не один, а в команде, включенности в процесс больше. Особенно, если речь о каких-то значимых событиях, на которые в игре они командой могут повлиять: например, развить одну из трех веток Китайско-Восточной железной дороги и принимать решения о том, как
именно будет происходить это развитие.
Дети любят играть, а не учиться, но и играть вместе, а не сами за себя. Так почему бы это не использовать во благо образовательного процесса, параллельно объединив разные школьные предметы в живую реальность?
Что такое «Золотой век»?
Игровой образовательный курс «Золотой век» включает девять сюжетно-ролевых игр на основе ключевых событий отечественной истории XIX века — отмене крепостного права и создании таблицы Менделеева (игра «Тайный элемент»), строительстве Китайско-Восточной железной дороги (игра «На Восток!»), убийстве императора и развитии университетского образования в России (игра «Дело о покушении») и т. д.
Его задача — повышение качества образования и учебной мотивации у школьников из сиротских учреждений за счёт объединения игрового и междисциплинарного подхода.
В создании образовательного игрового курса «Золотой век» участвовали геймдизайнеры и методисты фонда социального развития «Полдень» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», команда шведских разработчиков ролевых игр живого действия для школьников LajvVerkstaden, эксперты Международной профессиональной гильдии психологов-игропрактиков и Фонда развития образования «МиКЭБИ», представители Дальневосточного Федерального университета и кафедры воспитания и социализации Российского педагогического университета им. Герцена и другие партнеры.
Программа реализуется при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Фонд "Полдень" в VK: https://vk.com/polden
Наш сайт: https://www.thenoon.ru/