1854 год. Крымская война. Минул год со знаменитого Синопского сражения. Прошла апрельская бомбардировка Одессы с моря, в ходе которой английский пароход "Тигр" сел на мель, а его команду (225 человек) взяли в плен.
Первые корабли союзной эскадры к началу июня уже подтягиваются к рейду Севастополя, и очень скоро с ними в бой вступят береговые батареи. Город русской воинской славы готов шагнуть в бессмертие вместе со своими защитниками. Художник-баталист Франц Рубо, автор знаменитой панорамы "Оборона Севастополя", появится на свет только через 2 года...
Но! Россия страна огромная и морских ворот в ней много. Как-то "бедной родственницей" смотрится в ней Беломорская кампания 1854 года.
Между тем удивительного героизма в ней было не меньше, чем на Юге. А порой и больше, с учетом отдаленности региона и скудных средств обороны.
Всем добра! Меня зовут Александр Ким и вы на моем канале Перезагрузка в 40. Да, мне 40 (уже или еще, не суть) в активе: 2 детей, понимающая жена, кот персикового окраса, целых 33 буквы русского алфавита и, надеюсь, светлая голова.
Каперы его величества
Война - это тоже бизнес. А так как Англия - владычица морей, то грех не воспользоваться своим преимуществом. Тем более, что охрана коммуникаций у русских в Белом море была так себе. Из серьезных военных кораблей только 16-пушечный бриг «Новая земля». Конечно, в спешном порядке на архангельских верфях допили 20 канонерских лодок с 2 орудиями на борту и десантом из 40 человек. Но в морском сражении английской эскадре они были не ровня.
Англичане, надо отдать им должное, к экспедиции в Белое море подготовились основательно. Эскадра под командованием адмирала Эрасмуса Омманнея. Вот он, кстати! Подозрительный тип гражданской наружности.
Так вот, эскадра вышла внушительной. Она состояла из:
- 26-пушечного фрегата «Эвридика». Командир Эрасмус Омманней;
- 14-пушечного парового шлюпа «Бриск». Командир Фредерик Сеймур;
- 14-пушечного парового шлюпа «Миранда». Командир Эдмунд Мобри Лайонс.
В общей сложности на борту всех кораблей было 540 морских пехотинцев. Для отдаленного региона сила! Сыны туманного Альбион настолько были уверены в успехе, что "забыли" вовремя предупредить своих союзников - французов. Вероятно, делиться с кем-то славой и добычей не входило в их планы. О чем они и пожалели.
Засим англичане, обосновавшись на острове Сосновец, начали перехватывать русские торговые корабли и ладьи. То есть грабить. Конечно, стратегической задачей был десант и захват Архангельска. К чему они и приступили, начав с примера глубин у острова Мудьюг.
Но тут вышла промашка с осадкой. Вместо 11-13 футов она была все 15, о каком-либо десанте речи не шло. Корабли бы просто сели на мель, а с учетом наличия русских канонерок такая себе перспектива.
4 июля 1854 года, получив по мордасам всего от одной канонерки по командованием лейтенанта Тверитинова, бесполезные на мелководье «Миранда» и «Бриск» отозвали 6 разведывательных баркасов и убыли восвояси. По результатам боя был убит 1 англичанин, у наших потерь не было.
Эрасмус Омманней решил отыграться на богатствах Соловецкого монастыря. Он знал, что у русских слишком мало военных, чтобы охранять нестратегические объекты.
Крепкий орешек
Но и тут не задалось! Дело в том, что монастырские власти оперативно вывезли все ценное имущество еще 7 (19) мая 1854 г. на гребном судне «Св. Великий Князь Александр Невский».
Так что, кроме толстых стен и танцев с бубнами по захвату, англичанам больше ничего не улыбалось.
Личность настоятеля монастыря - архимандрита Александра, сыграет в будущей обороне святыни не последнюю роль. Это был бывший полковой священник, талантливый администратор и лично храбрый человек. Тут вообще как-то по воле небес все сложилось удачно. Команда собралась опытная, отчаянная и толковая.
Команда А
Кто еще противостоял опытным воякам из Англии:
- Экспертом по фортификации и артиллерийскому делу стал коллежский асессор Петр Соколов. Благодаря ему привели в божески вид укрепления;
- Отставной лейб-гвардии унтер-офицер Николай Крылов;
- Отставной гренадер Петр Сергеев;
- Инженерный офицер Бугаевский. Обустройство артиллерийских батарей;
- Фейерверкер 4-го класса Новодвинского гарнизона Вицентий (Викентий) Друшлевский. Командование батареей, обучение стрельбе из орудий солдат инвалидной команды;
- 200 монахов и послушников;
- 370 трудников и вольнонаёмных поселенцев,
- 53 пожилых военных инвалида. Командир - прапорщик Николай Никонович;
- 20 арестантов, которых прикомандировали к инвалидной команде.
Как видите, кроме нескольких офицеров далеко не спецназ. На у инвалиды, хоть военные, что с ним навоюешь?
И смех, и грех
А вооружение...
М-да. Ревизия нашла в большом количестве копья, секиры, бердыши. Старинные ружья времен стрельцов были не пригодны к стрельбе. Из 20 старинных пушек можно было использовать только два 3-фунтовых орудия. Все остальные разорвало при пробном выстреле или рассыпались на куски от старости.
Если бы не восемь шестифунтовых орудия и 480 снарядов к ним, то дело было бы вообще печальным. Усиление разместили на западной стене монастыря. А из 2 старинных пушек сделали мобильную береговую батарею, которую хорошо замаскировали на местности.
Фейерверкер Друшлевский и пожилой прапорщик Никонович занимались с инвалидами и волонтерами стрельбой и приемами штыкового боя, на случай десанта.
Империя наносит ответный удар
6 (18) июля 1854 года английская эскадра во всей красе предстала перед защитниками Соловецкого монастыря.
Из письма английского офицера:
«В понедельник 18 июля отправили мы 10 матросов и 10 морских солдат с несколькими офицерами на «Brisk», а равно 10 матросов и 10 морских солдат на «Miranda»; капитан также отправился на «Brisk». Оба корабля пошли к Соловецкому монастырю, сильно укрепленному. Они бомбардировали его»
Канонаде предшествовала почти комедийная ситуация. Дело в том, что англичане стали сигнализировать о своих цивилизаторских намерениях гарнизону путем флажковой азбуки. Но ни монахи, ни военные таких тонкостей морского дела не знали. Поэтому ничего путного в мельтешении разноцветных тряпок не уразумели.
Терпение англичан лопнуло, и грянули 3 предупредительных выстрела.
6-фунтовки на стенах монастыря оказались бесполезными, ядра просто не долетали до кораблей. А вот древние орудия береговой батареи смогли нанести «Миранде» серьезные повреждения. Было 2 или чуть больше погибших матросов. Шлюп вынужден отошел на безопасное расстояние и занялся починкой.
Неприятельское судно стало противу самой батареи и пустило ядро в монастырь, в Св. Ворота, но не попало, а в стену, и стало продолжать бомбардировку с одного судна, а другое в недальнем расстоянии стало на якорь. По третьем выстреле сделан выстрел с нашей батареи, из двух орудий трехфунтовых, так метко о удачно, что от нескольких выстрелов сделалось повреждение в неприятельском судне (и, говорят, что про этом ранен еще один англичанин), которое, пустивши около тридцати выстрелов, удалилось и другому судну, неподалеку от берега, стало на якорь, и тут же, в глазах наших, производило починку
донесение Святейшему Синоду настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Александра, от 10 (22) июля 1854 г.
Многочасовая канонада не нанесла стенам монастыря сильных повреждений. Ситуация для атакующих была неприятной, глупой и тупиковой.
Ультиматум
Так как блицкрига не получилось. Рус мужик за толстыми стенами с ружьями, пушки и неопределенность ситуации вынудили супостата воздействовать психически. Для чего был издан наводящий ужас ультиматум. На самом деле - нет.
Привожу его дословно:
Part of the British squadron stationed in the White Sea having arrived in this anchorage to day and the undersigned finding that the Monastery of Solovetskoi has assumed the character of a Military fortress by harbouring a garrison of troops belonging to the Imperial Russian government and that the said force has fired upon the Flag of Her Britannic Majesty’s Naval forces: the Commander of the British squadron before prossessing the character of Sanctity, offers the following conditions.
Часть Эскадрона* Ее Великобританской Величестви, раставлиннаго в Белом море, кидавшая якорь сегодня 6/18 дня Июли месяца 1854 года, и нижеподписавшиеся находивши что монастырь Соловетцкаго приняла на себя характера военной крепости, имея при себе гарнизона солдат Его Императорскаго Величестви Государа Всероссийскаго, и что эти солдаты сегодняшней день полили на Английский флаг, Капитан Командующий Эскадрона перед тем чтобы начать требовать удовлетворение от заведения светаго характера, предлагает следующии кондиции:
1-st. The unconditional surrender of the whole garrison quartered on the island of "Solovetskoi" including cannon, arms, colors and munitions of War.
1) Безусловной уступку целого гарнизона, находившиеся на острове Соловецкаго, вмести со всеми пушками, оружьями, флагами, и военными припасами.
2-d. Should any act of aggression be committed against the Flag of Truce by which these conditions are conveyed, the bombardment of the Monastery will immediately follow.
2) В случае какаго не будь нападении на Парламентаго флаг, с котором сия бумага передана, в таком случае бомбардирование монастыря немедленно последить.
3-d. Unless the Commandant of the garrison personally delivers up his sword, on board Her Majesty’s, steam ship "Brisk" in the space of three hours after these conditions are conveyed, it will be understood that they are not accepted and the bombardment must necessarily follow.
3) Ежели Коммандант гарнизона не передает сам, свою шпагу на военном пароходе Е. В. В. "Бриск" не позже как через трех часов, после получения сия бумаги, то будет понято, что сии кондиции отказаны и в таком случае бомбардирование монастыря должен немедленно последовать.
4-d. The garrison will lay down their arms and surrender themselves prisoners of War on the island Pesi in Solovetskoi bay in the space of six hours after the receipt these terms.
4) Весь гарнизон со всеми оружиями сдаваться должен как военныя пленники на Остров "Пези" в Соловецкой бухте не позже как через шесть часов после получении сия бумаги.
Given on board Her Britannic Majesty’s steam ship: "Brisk" in Solovetskoi roads, these 18-th day of Juli 1854.
Дано, при Соловецкой на военном пароходе "Бриск", Е. В. В. сего 6/18 дня Июли месяца 1854 года.
Чуть позже с этого корявого текста будет ухахатываться вся Россия. Ну а пока защитники гарнизона иронично ответили, что ни коменданта, тем более военного, ни знамен тута нету. Переводим- кукиш с маслом.
Ответ не заставил себя ждать.
Неудовлетворенный неприятель в его желаниях начал изготовляться и нападению на монастырь и, разведя пары, в 7¾ часа утра 7-го числа открыл с двух судов канонаду ужасную, продолжавшуюся 9¼ часов ядрами, бомбами, гранатами, картечью… калеными ядрами.
донесение Святейшему Синоду настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Александра, от 10 (22) июля 1854 г.
Бесполезность этой затеи заметил и супостат:
«Начали стрелять в 8 часов утра, а кончили в 4 пополудни. Так как стены монастыря толщиною в 10 футов, то выстрелы не причиняли им большого вреда»
Из письма офицера британской эскадры в Белом море
В общем, пшик вышел знатный. Позже будет нападение горе-армады на Кий-остров, Бой у Пушлахты, где 23 помора дали отпор десанту - погибло 5-6 англичан, сожжение Колы. Но итог кампании на севере был смешным, унизительным, убыточным.
После возвращения на родину Омманнея снимут с должности.
Укроботам, комментарии после регистрации. Делайте мне стату!
Друзья, в связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки и активность (рука-лицо). Если мой канал Вам интересен я ВЫНУЖДЕН просить вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам. Спасибо за понимание! Будем жить!
Другие публикации канала Перезагрузка в 40:
20 дней без войны, когда Юрию Никулину стало жутко
На счетах 225 миллионов, но не потратил на себя ни копейки
Будем жить! Завет Леонида Быкова
Интересный такой стыд
Об этом просил солдат 80 лет назад
Доска позора, как питерцы боролись с барельефом Маннергейму
Остров, последнее российское КИНО
Когда попросят каяться за победу, вспомните ответ старого снайпера
До свидания, мальчики, так сейчас не снимают