Найти тему
Вестник истории

Пособники нацистов и военные преступники: белые генералы, которым отказали в реабилитации

Судьбы участников Белого движения, которые не эмигрировали, сложились по разному: одни сумели, несмотря на прошлое, сделать блестящую карьеру в СССР, другие оказались расстреляны или приговорены к различным срокам заключения, а были и те, кто смог скрыть своё прошлое.

Многие были впоследствии реабилитированы. Например, Анатолий Пепеляев, без малого пять лет боровшийся с большевиками. Он был организатором Якутского восстания в 1923 году и после подавления восстания был арестован, затем предан суду. Суд приговорил белого генерала к расстрелу, однако Пепеляев обжаловал приговор, и вышестоящий суд заменил казнь на длительный срок заключения. Как оказалось позже, Пепеляев лишь отсрочил свою смерть на 15 лет – в 1938 году, после недолгого пребывания на свободе, он вновь был арестован, и в этот раз обмануть судьбу не смог.

Анатолий Пепеляев
Анатолий Пепеляев

Реабилитирован в 1989 году.

В 1992 году был посмертно оправдан генерал Ханжин, командующий «Западной армией» Колчака. Спустя 4 года реабилитировали генерала Войцеховского, схваченного СМЕРШем в 1945 году.

Однако были среди белых и те, кто был признан не подлежащим реабилитации. В основном, те, кто совершал ужасающие военные преступления против мирного населения, сидевшие на иностранных штыках, либо сотрудничавшие с войсками «Оси» в годы уже Второй Мировой. Так в реабилитации неоднократно было отказано Колчаку, несмотря на то, что до суда адмирал не дожил.

Были и другие известные генералы и атаманы, которым отказали в реабилитации. Рассмотрим вкратце историю каждого из них.

Пепеляевцы на суде. Чита, 1924г.
Пепеляевцы на суде. Чита, 1924г.

П.Н. Краснов

Один из самых известных деятелей Белого движения на Юге России. Его чаще остальных пытались реабилитировать, но безуспешно. Генерал Краснов отличался литературным талантом. Во время русско-японской войны он служил военным корреспондентом. После себя оставил значительную библиографию.

В 1918 году, на фоне немецкого наступления, провозгласил создание Казакии от Чёрного до Каспийского морей. Он активно призывал немцев отправиться в поход на Москву для свержения большевиков. Немцы, однако, были больше заняты войной на западе. Но и большевики не собирались давать им спокойной жизни, засылая на оккупированные территории диверсантов и партизан, и немцы отвечали взаимностью, поддерживая атамана Краснова.

С капитуляцией Германии позиции Краснова пошатнулись. Деникин, апеллируя к сотрудничеству Краснова с немцами, добился его отставки, после чего атаман вынужден был эмигрировать.

В начале операции «Барбаросса» всецело поддержал нацистов. В своём воззвании бывший белый генерал утверждал:

Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов... и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 г.

Был одним из инициаторов создания «Казачьего стана», также занимал должности в оккупационной администрации в 1942-43гг., пока Ростовская область была под властью нацистов.

В 1945 году был выдан Великобританией СССР. Как свидетельствовали очевидцы, Краснов, поняв, что его выдали Советам, воскликнул:

– Англичанка, сволочь, опять обманула!

Осуждён и казнён 16 января 1947 года вместе с группой других коллаборационистов.

-3

Б.В. Анненков

Сёл восставших усмиритель,
Душегуб и разоритель.
Искривившись, псом глядит
Борька Анненков, бандит.

Так Демьян Бедный в цикле стихов «Кого мы били» описывал атамана Анненкова. И надо сказать, был не слишком далёк от истины. Прежде Анненков был образцовым офицером. Служил в Сибирском казачьем войске. Когда в 1914 году в части вспыхнул бунт, Анненков доложил вышестоящему начальству о случившемся, но когда прибывшая карательная экспедиция потребовала выдать зачинщиков бунта, ответил: «Я офицер, а не доносчик», за что был арестован. Первоначально его судил трибунал, но вскоре тюремное заключение заменили отправкой на фронт в 1915 году. Анненков блестяще проявил себя в рейдах по вражеским тылам, и однажды удостоился высокой награды за то, что вывел свою часть из окружения.

После 1917 года провозгласил себя атаманом сибирского казачьего войска. Поначалу хорошо проявлял себя в рейдах по тылам красных, но вскоре «чёрные гусары» Анненкова стали уклоняться от прямых столкновений. Анненков искал причины не отправлять свои части на передовую, да и боеспособность в войсках сильно упала. Зато в чём преуспел Анненков, это в грабежах и терроре. В Верном он обложил местных купцов данью под предлогом «пожертвований на нужды армии». «Чёрные гусары» запомнились ужасающими зверствами, ущерб же красным был минимален.

С ним конфликтовали многие командиры. Дошло до того, что дутовцы стали требовать выдать им Анненкова для расправы. В первую очередь, за удар в спину отступающим казакам.

Дутовский генерал Бакич вспоминал:

«Все мои просьбы к генералу Анненкову о снабжении патронами моих частей оставались безрезультатными, хотя таковые, впоследствии доставшиеся красным в Учарале, имелись в большом количестве».

В другом письме он указывал:

«Способ командования и порядки в партизанских частях атамана Анненкова, где не соблюдались основные требования военной службы, отрицались законность и порядок, допускались невероятные бесчинства и грабежи, как по отношению к мирному населению деревень и станиц, а равно и по отношению к чинам моего отряда, вследствие болезни не могущих постоять за себя, вызвало озлобление против партизан генерала Анненкова со стороны чинов моего отряда»

После разгрома белых Анненков с остатками своих отрядов бежал в Китай. В 1921 году был арестован и помещён в тюрьму г. Урумчи, откуда в 1924 году был освобождён стараниями генерала Денисова. Но на свободе пробыл всего полтора года – в 1926 году завербованный советской разведкой маршал Фэн Юйсян организовал арест Анненкова и Денисова, после чего они были переданы советской стороне.

В 1927 году в Семипалатинске прошёл процесс по делу Анненкова и Денисова. Оба были признаны виновными и расстреляны.

В 1999 году признан не подлежащим реабилитации. Генерал-лейтенант юстиции Заика комментировал решение так:

Может, Анненков был прав, что в какой-то момент упившиеся кровью головорезы стали неуправляемы, чинили погромы, грабили и убивали без оглядки на своего командующего. Однако таковыми их сделал он, Анненков. Атрибутика из черепа с человеческими костями, розги, плети, незаконные расправы без суда и следствия, зверские казни — всё это насаждал сам атаман, в основном всё делалось по его личному приказу и исполнялось тотчас, в его присутствии.
-4

Р.Ф. Унгерн

Мы уже описывали жизненный путь атамана Унгерна. Ещё до войны барон отличался буйным нравом и слыл среди своих настоящим социопатом. Он был груб, вспыльчив и упрям. Вместе с тем начальство отмечало его высокий организаторский талант и умение ориентироваться на местности.

На фронтах Первой мировой показал высокую результативность в рядах Войска Донского, затем – в «Особом отряде» атамана Пунина.

Во время Гражданской войны создал «Азиатскую дивизию», запомнившуюся не столько боевыми операциями, сколько террором мирного населения. Унгерн напрямую утверждал, что ему «нужны лишь слепые исполнители, которые, не моргнув глазом, родного отца убьют по его приказу». Унгерн прослыл одним из самых жестоких командиров Гражданской войны.

Вместе с тем он строил планы на возрождение Монгольской Империи. В какой-то момент он закрепился в Монголии, подняв восстание среди местного населения и изгнав китайских интервентов. Однако его решение о походе на Сибирь стало роковым: отряды Унгерна были разгромлены, а сам барон – взят в плен и предан суду.

Расстрелян в сентябре 1921 года.

-5

Г.М. Семёнов

Зловещую репутацию атаман Семёнов заслужил не только среди забайкальцев, но и среди белых войск. Блестяще проявил себя на фронтах Первой Мировой войны, а вот во время Гражданской, по утверждениям Колчака, он принёс больше вреда, чем пользы. Атаман сидел на японских штыках и часто игнорировал приказы командования. Масштаб же грабежей был ужасающим. Насилие, творимое семёновцами, способствовало развитию партизанского движения, которое и посеяло настоящий хаос в тылу белых.

В критический момент Семёнов отказался отправлять подкрепления для помощи Колчаку, чем ускорил крушение фронта. В 1921 году пытался организовать наступление и соединиться с отрядами Унгерна, но был отброшен на восток. После окончательного разгрома эмигрировал в Китай.

Был в числе тех, кто ждал реванша и выражал готовность вступить в войну на стороне Японии. Однако поражение на Халхин-Голе вынудило японцев отказаться от своих планов нападения на СССР.

В 1945 году был арестован и доставлен в СССР. В 1946 году казнён по приговору суда через повешение.

-6

А.Г. Шкуро

В годы Первой Мировой прославился рейдами по коммуникациям противника. Один из самых известных диверсантов наряду с Пуниным. Был очень популярен на Кубани среди казаков.

Однако во время Гражданской войны «волчьи сотни» Шкуро продемонстрировали полное отсутствие дисциплины. Казаки геройствовали не столько на фронте, сколько на большой дороге. Барон Врангель отзывался о Шкуро крайне нелестно и сравнивал порядки в его «волчьих сотнях» с «вольницей Стеньки Разина». Неудивительно, что при первой же возможности Врангель отправил Шкуро в отставку.

Атаман эмигрировал во Францию. Был наездником в цирке, снимался в немом кино. С началом войны поддержал Третий Рейх. Был главнокомандующим «Волчьих сотен», казаков-коллаборационистов.

В 1945 году был выдан СССР. Проходил обвиняемым по «делу красновцев». Повешен по приговору суда в Лефортовской тюрьме 16 января 1947 года.

-7

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!