Начнем, как говорится, сначала. Электрогитара по сути своей не является акустическим инструментом, в отличии от обычной гитары, которая имеет резонаторную камеру (деку с розеткой), которая формирует и «усиливает» звук, образующийся в результате колебания струн.
В формировании конечного тембра звучания электрогитары участвует огромное количество элементов, каждый из которых оказывает своё влияние на итоговый звук. И сейчас я говорю о звуке именно в помещении - когда музыкант берет инструмент, подключает его в усилитель и играет, например, дома или на репетиционной точке. Звучание электрогитары в миксе - отдельный разговор, который, возможно, будет позднее.
В этой части я попытаюсь рассказать основные моменты об устройстве электрогитары.
Сейчас я расскажу именно о цельнокорпусных электрогитарах, то есть сделанных из массива дерева, не имеющих акустических полостей.
Корпус электрогитары изготавливается из различных пород древесины. Я думаю очень сложно в этом посте уместить все породы, используемые в качестве мьюзик вуда - их достаточно много и многие из них мне неизвестны, но я назову основные: ольха, ясень, липа, махогани, клён.
Гриф электрогитары обычно строится из одного или двух пород деревьев (если мы не говорим о переклее). Основные материалы для грифа: клён, махогани, палисандр, эбони.
Тема влияния древесины на звук электрогитары является основной темой для споров между музыкантами. Мое же мнение на этот счёт - да, древесина влияет на звук электрогитары. Другой вопрос - какое значение во всей цепи, формирующей итоговое звучание гитары, отведено для древесины. На мой взгляд - примерно 30%.
А теперь - основное, то без чего электрогитаре превращается в груду пиломатериалов - электроника.
Сердцем каждой электрогитары является магнитный звукосниматель, улавливающий колебание струн и преобразующий их в электрический сигнал, который попав в гитарный усилитель и образует тот самый звук, который мы слушаем уже много лет.
Особо не вижу смысла вдаваться в подробности об устройстве звукоснимателя, поэтому перейдём к их видам.
Сингл.
Представляет собой катушку с определенным количеством витков проволки, 6 стальных магнитоводов (если говорим о шестиструнной гитаре) и сам магнит.
Такие звукосниматели вы можете часто видеть на гитарах Fender. Синглы характеризуются чистым, прозрачным звучанием и, как правило, небольшим уровнем выходного сигнала. В общем, датчики не для тяжелого музла. Так же, отличительной особенностью сингла является фон, который присутствует практически всегда и значительно усиливается при увеличении громкости и гейна на усилителе. Синглы наиболее подходят для игры на чистом и немного подгруженном звуке.
Хамбакер.
По сути - это два сингла, соединённых между собой. В силу своей конструкции хамбакер имеет отличительные особенности в звучании, а именно:
- отсутствие фона - катушки в хамбакере соединены в противофазе, за счёт этого фон как бы вычитается из полезного сигнала.
- более плотное звучание с бОльшим количеством средних частот
- бОльший уровень выходного сигнала (да да, метал на них и играют.
Стихия хамбакеров - перегруженный звук, за счёт отсутствия фона и более плотного звучания именно на хамбакерах в сочетании с хорошим усилителем получается заветное дж-дж-дж.
В отдельную категорию звукоснимателей можно выделить «мыльницы» - p90
Такие звукосниматели были разработаны в Gibson в 40х годах и по сути являлись улучшенной версией сингла. Это такой же датчик с одной катушкой, но сделанный несколько иначе и, как правило, имеющий бОльшее, в сравнении с обычным синглом, количество витков, а значит бОльшее сопротивление и бОльший уровень выходного сигнала, при сохранении той же чувствительности, что и у сингла. По звучанию Р90 (в сравнении с синглом) более «жирный» и с большим количеством средних частот. Но до хамбакера не дотягивают, поэтому Р90 являются неким промежуточным звеном между синглами и хамбакерами.
Все вышесказанное влияет на выбор инструмента исходя из ваших целей и задач, которые должен выполнять инструмент. Не стоит играть метал на Стратокастере с синглами, а так же не стоит ждать кристально чистого звука от какого нибудь злющего Ibanez с хамбакерами, хотя из каждого правила есть исключения…..
На этом, считаю, первую часть стоит закончить.
Ждите следующих частей.