Найти тему
Темы на все времена

Сказка о токсичной бабушке или читаем Пушкина с дошкольниками

Начну с очевидного - современным детям дошкольного возраста Пушкин не очень понятен, соответственно, не очень интересен. Это нормально. Но столь же нормально немного над этим поработать и открыть ребёнку богатейший мир пушкинских сказок. 

Фото автора. Александр Сергеевич наблюдает сюжет сказки своими глазами
Фото автора. Александр Сергеевич наблюдает сюжет сказки своими глазами

Со старшим я это немного упустила. Читала ему сказки Пушкина, пока был совсем малышом, он слушал, нравился размеренный слог. В возрасте 5-6 лет было уже неинтересно, конечно, если есть Петсон с Финдусом, Элли с Тотошкой и все остальные, вряд ли осознанно выберешь золотую рыбку. А потом были первые и единственные слёзы в школе из-за уроков, когда учил «У Лукоморья дуб зелёный». Непонятно, зачем так писать?! Много вопросов было к Александру Сергеевичу. Все их проработали потом, разобрались с тем, что за тот русский, на котором мы сейчас говорим, надо Пушкину спасибо сказать, а не претензии выдвигать. Но в первом классе были слёзы, было «Там плещут волны (вместо «о заре прихлынут волны») о бреД (вместо «брег»)печальный и пустой». 

С младшим я хочу этот вопрос решить до того, как он возникнет. В помощь мне - семейная книга сказок Пушкина аж 1965 года издания и новенький виммельбух по пушкинским сказкам, который здорово снимает напряжение и переводит все в игру. 

Фото автора. Книга сказок, с которой росла я, брат и даже наши родители. Виммельбух купила недавно
Фото автора. Книга сказок, с которой росла я, брат и даже наши родители. Виммельбух купила недавно

И очень-очень кстати пришёлся вчерашний эфир детской писательницы Юлии Кузнецовой. Читали и разбирали сказку о «Рыбаке и рыбке». В процессе чтения обсудили все непонятные детям слова - откуп, светелка, столбовая дворянка, душегрейка, кичка, маковка, чупрун, на посылках. Про посылки Петя сразу сказал, что старушка хочет сделать рыбку своим курьером )))

Спросила Петю, о чем сказка, когда закончили читать, он емко резюмировал, что о токсичной бабушке ))) А потом Юлия начала задавать детям вопросы. Еще перед началом чтения она просила записывать, как меняется море каждый раз, когда старик возвращается к рыбке с новой просьбой. Записали, перечитали - ага, море-то предупреждало! Проанализировали поведение старика. Полное снятие с себя ответственности: это не я, это все старуха моя, смилуйся государыня рыбка, но просьбу выполни, а то мне дома влетит. 

И финальное задание было придумать свою мини-сказку: что бы попросил у рыбки сам ребёнок, его братья-сестры и родители. Петя быстренько сообразил, что им с Витей надо бы по новому набору Лего, а родителям - ещё одного ребёнка. Эх, за этими желаниями сейчас, правда, только к рыбке и надо! 

Фото автора. Завели себе золотую рыбку. Желания пока не загадывали, пусть освоится )))
Фото автора. Завели себе золотую рыбку. Желания пока не загадывали, пусть освоится )))

Сегодня Петя сам принёс мне сказки Пушкина, чтобы читать и разбирать дальше. И снова напомню о том, что рисование или лепка на тему прочитанного очень помогают в усвоении материала. Это такой предварительный этап перед написанием школьных сочинений. 

О том, как проходят эфиры с писательницей Юлией Кузнецовой я рассказывала здесь

А здесь - статья о виммельбухах (с обзором нашей немаленькой коллекции), которые вовсе не являются книгами исключительно для самых маленьких, как принято считать