"Высадки на Луну 2.0" - программа "Артемида" - уже чем только не радовала нас: и скандалами с неготовностью такой, в общем-то, давно изученной штуки, как изготовление скафандров, и беспрерывным ростом итоговой стоимости проекта, которому уже без малого четверть века, и постоянным переносом сроков нового покорения Луны. Но, похоже, главной фишкой и основным приколом NASA в этой теме становятся разработки нового мунровера.
Мы уже обсуждали, как корпорация Northrop Grumman рождает в муках творчества свой луномобиль - с трубами, подозрительно похожими то ли на выхлопные, то ли на воздухозаборники:
Читайте про него там:
Теперь пришло время радоваться за компанию Astrolab
Поводов для этого сразу два:
- Во-первых, их проект ровера под названием FLEX нарывается на денежное поощрение со стороны НАСА, которая сама же и обратилась к ряду частных компаний с предложением создания лунного ровера.
- Во-вторых, эти калифорнийские ребята решили в своей разработке пойти нестандартным путём.
Хотя в плане управления (в ручном режиме/дистанционно), типа движителя (электродвигатель) и задач (перевозка двух астронавтов и груза) аппарат ничем новым не выделяется, зато он выделился концепцией расположения экипажа машины боевой:
Как мы видим на фото с испытаний в какой-то американской пустыне (практические испытания на Луне обещаны пока что на 2026 год), астронавты находятся в задней части самоходной тележки, смутно напоминающей контейнер для сбора мусора. Причём не сидят, а стоят. Говоря ленинским стилем, это будет архиудобно:
- Кузов перед астронавтами, подобно капоту грузовика, закрывает от обзора большое пространство по ходу движения, что отрицательно скажется на безопасности ездоков. А с учётом возможной необходимости экстренного торможения экипаж (в случае если не была произведена фиксация тел ремнями безопасности) улетит вперёд. Но даже при соблюдении всех мер, внезапная остановка заставит "клюнуть" резко вперёд, что не добавит приятных впечатлений от посещения Луны. А в условиях резкого контрастного освещения от Солнца (вызванного отсутствием атмосферы) высматривание опасностей на пути превратится в мучительный труд.
- Ровер по техзаданию должен будет иметь ресурс движения до 8 часов хода. Просто представьте, что такое восемь часов в транспортном средстве, в котором не сидишь, а стоишь на ногах, да ещё будучи одетым в стесняющий движения скафандр. Да хотя бы час! И всё это - с управлением по изобилующей камнями, ямками и кратерами неровной поверхности Луны.
Кому второй пункт кажется некритичным, можете просто проехаться на маршрутке от Екатеринбурга до Нижнего Тагила (120 километров, полтора часа езды) стоя. Можно без скафандра. И даже не руля.
Кроме того, маленькие и узкие колёсики на 500-килограммовом аппарате выглядят подозрительно меньше, чем даже типоразмер шасси у мунровера 1971 года (масса 210 кг), о котором мы ранее много обсуждали, как вообще этот аппарат мог передвигаться по реголиту.
Но есть и приятный момент в конструкции ровера FLEX от "Астролэб"
Разработка предусматривает установку монитора перед одним из астронавтов. Таким образом, пока водитель всматривается в путь перед собой, пытаясь набрать хоть какую-то скорость и при этом не убиться, второй сможет смотреть на экране фильм про родную Землю, на которой таких проблем (и транспортных средств) не было и нет.
Хотя как это нет?!
Когда в поисках информации по данной теме мы связались с представителями "Роскосмоса", там на условиях полной конфиденциальности нам сообщили, что НАСА уже давно заключила секретный контракт с нашей страной на поставку однотипных с ровером Astrolab FLEX луномобилей-контейнеров. Они практически такие же, даже лучше, только дешевле. И уже массово завозятся на Луну, в ожидании прибытия астронавтов-водителей.
Публикуется впервые
Новые роверы НАСА уже закупает в России - оказалось, что они лучше и дешевле!
На фото ниже: специалист "Роскосмоса" проводит инструктаж с астронавтом НАСА об особенностях использования российского ровера
На Луну уже завезены и готовы к применению десятки роверов в рамках программы "Артемида"!
Не забыли в НАСА подготовить и парковки-убежища для новейшей техники (на случай метеоритных дождей или высокой радиации):
Одним словом, подготовка к Высадкам-на-Луне идёт в США полным ходом. Остаётся пожелать ребятам не снижать своего креативного накала и делового напора. "Маленький ровер для человека - огромный контейнер для мусора!" - вот какое напутствие хочется сказать уважаемым специалистам НАСА, а в особенности их вождю мистеру Биллу Нельсону и коллективу компании "Астролэб".
Алексей Королёв, публицист космонавтики