Олдскульный французский комедийный боевик в лучших традициях жанра.
Жил-был психиатр Ромен Мартин (Филипп Катрин). Работал в психиатрической клинике, встречался с девушкой, дело шло к свадьбе. Однажды в клинику поступил странный пациент – спортивного вида мужик (Дэни Бун), которого нашли за городом в голом виде. Мужика зовут Лео, и он утверждает, что он – агент тайной организации «Зодиак» под кодовым именем Лев. И требует, чтобы его выпустили – дескать, его подруга в беде, а его самого того и гляди ликвидируют враги. Как бы между прочим Лео предупреждает доктора Мартина, что за его девушкой следят. Врач не придает большого значения словам пациента, однако тем же вечером в дом Мартина вламываются неизвестные и похищают его возлюбленную. В полиции психиатра принимают за сумасшедшего и не верят в похищение, так что последняя надежда доктора – агент Лев. Мартин организует пациенту побег, надеясь, что Лео не безумец, а настоящий шпион, который поможет спасти девушку от своих «коллег».
«Агент Лев» – приятно старомодное кино. Он заставляет вспомнить французские комедийные боевики 90-х, такие, как «Такси» и «Васаби», а также ставшие классикой криминально-приключенческие комедии Франсиса Вебера: «Беглецы», «Папаши», «Невезучие»… Этот фильм дает отдохнуть от назойливой социальной повестки Голливуда и Нетфликса с их навязчивыми геями, бой-бабами и прочими инклюзивными персонажами, вставляемыми в сюжет ради галочки, без логики и смысла. Тут же все по классике – мужчина спасает женщину от злодеев, и помогает ему в этом верный друг.
Как в старых французских комедиях, юмор по большей части строится на контрасте между главными героями. Лео – бесшабашный авантюрист, слегка «отмороженный», всезнайка и мачо; доктор – обычный тихий обыватель, который боится даже противоречить своему начальнику на работе, куда уж ему бороться с террористами. Лео готов прошибать лбом стены, а Мартин все время сомневается в успехе их авантюры.
Весь фильм держится на интриге: «агент Лев» – психически больной человек или действительно шпион? Или бывший шпион, который сошел с ума? Или…? На протяжении всего фильма зрители вместе с доктором будут склоняться то к одному, то к другому варианту. Ответ же будет дан только в конце – и это будет непростая, грустная история, придающая всей кинокартине трагикомический оттенок. Ну что ж, французы всегда умели снять лирическое кино, способное вышибить слезу даже у циничного зрителя.
Дэни Бун чертовски хорош в роли агента Льва, этакий современный Дон Кихот. В обличье пациента дурдома, я, честно говоря, его даже не узнал – косматый, брутальный, буйный, прямо французский Джигурда. А после стрижки – вылитый Джеймс Бонд. Да, амплуа для Буна не слишком привычное, обыкновенно он играет разных недотепистых товарищей, а не мужественных героев. Но справился он на 100%.
Традиционный вопрос – почему же хороший фильм не популярен? Ну, может быть, от фильма с Дэни Буном зрители ждали чего-то другого. Комедии положений в антураже повседневности вроде его «Бобро поржаловать!» и «Любовь от всех болезней». Хотя была же «Таможня дает добро», там и криминал был, и приключения. Тут КиноПоиск, кстати, вводит зрителей в заблуждение – в жанрах «Агента Льва» значится просто «комедия», без «боевика» или «приключений». Видимо, большинство зрителей ждало более спокойный фильм…
Может быть, дело в том, что сама идея пародии на шпионский фильм дико затаскана? Каких только пародий не было: от отвязного «Остина Пауэрса» и романтичных «Мистера и Миссис Смит» до детских «Пингвинов с Мадагаскара» и комиксового безумия «Kingsman». Но «Агент Лев» сложно назвать чистой пародией, происходящее на экране достаточно далеко от обычного пародийного абсурда. В духе «Кингсмана» и прочих подобных франшиз здесь только пролог.
Как бы то ни было, «Агент Лев» – отличный комедийный боевик для тех, кто хочет отдохнуть и вернуться в старые добрые времена, когда герои были мужественны, их дамы – женственны, а фильмы не трещали по швам от over 9000 пасхалок и постмодернистских отсылок. Простая, динамичная и в то же время эмоциональная картина – как раз за это мы и любили старые приключенческие комедии с Депардье и Ришаром: похоже, Дэну Буну и Филиппу Катрину удалось стать их достойными последователями.
Моя оценка - 9 из 10.