Родительский центр «Подсолнух» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-помощь» создал и вводит в работу для приемных семей и специалистов новый инструмент — мультфильмы. Это три собирательные истории о приемных детях и ситуациях, с которыми сталкиваются замещающие семьи.
- История Макса — тема адаптации приемного ребенка в замещающей семье. Когда в семье появляется приемный ребенок, долгое время родители могут не понимать, какой перед ними человек, какое у него поведение, характер, почему он так смотрит, почему он ест одно и не ест другое. А что в этот момент чувствует ребенок?
История Алекса — тема принятия «двойственности» внутренней реальности, в которой живет ребенок: существование в кровной и приемной семье одновременно. Если ребенок остается один на один со своими идеями, фантазиями, это занимает все его мысли, энергию. И у него уже не остается сил, чтобы жить настоящую жизнь — здесь и сейчас.
История Алисы — тема трудного поведения приемных детей. В мультфильме это раскрывается через тему воровства. Почему дети берут чужое без спроса? Что на самом деле скрывается за таким поступком и как родителям реагировать, как помочь своему ребенку и понять его?
На создание продуктов повлияло:
- Профессиональный опыт Родительского центра «Подсолнух»,
- Наблюдения специалистов,
- Переосмысленные психологами центра передовые исследования в области помощи приемному ребенку.
Родительский центр «Подсолнух» придумал, как показать эти сложные темы на экране ярко, коротко, емко и понятно. За каждым кадром есть целый ряд наблюдений и выстраивание причинно-следственных связей.
Например, когда ребенка забирают из кровной семьи он не может укрываться атласным пуховым одеялом, как изначально предлагали мультипликаторы. В таких семьях нет одеял — скорее всего ребенок кутается в собственные вещи или тонкие покрывала. «Подсолнух» проверил и исправил каждую деталь, каждое слово в мультфильмах, чтобы история на экране была узнаваема и правдива. Это не художественный фильм для просмотра перед сном — это инструмент, который работает на то, чтобы разбудить эмпатичное восприятие родителей к прошлой жизни ребенка.
Мультфильмов нет в открытом доступе — перед просмотром психологи Родительского центра «Подсолнух» проводят обучение и подготовку специалистов и замещающих родителей: как смотреть и как обсуждать истории. А затем мультфильмы передают в пользование семьям и специалистам.
КОМУ ПОЛЕЗНО?
Специалистам
Мультфильмы помогут понять, как работать с детьми с сиротским опытом. Дадут возможность осознать, что все события и явления в жизни детей можно называть прямо. Не факты разрушают представление ребенка о жизни, а наоборот, факты вызывают отклик. А также помогут работать с родителем на понимание ситуации его ребенка, на повышение мотивации к сотрудничеству.
Замещающим семья
Детям интересно обнаружить, что взрослые могут быть союзниками. Оказывается, взрослые не только те, кто ругают, уличают, наказывают, а это еще и те, кто может помочь тебе разобраться в себе. Взрослый может назвать твою проблему, а если проблема названа, то уже есть возможность приступить к ее решению.
Прочитать о мультфильмах подробнее и узнать о начале обучающего курса по использованию этих методических продуктов вы можете в соцсетях Родительского центра «Подсолнух».
Ирина Замяткина, социальный педагог,
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, г. Углич
Мы пользуемся всеми возможностями для обучения. Я прошла обучение по мультфильмам и одной брошюре. По мультфильмам у нас уже появилась практика применения этого инструмента. Мы используем их в работе ШПР (Школы приемных родителей).
Использованный в мультфильмах прием метафоры очень удачный. Это же про кого-то другого — это не я, поэтому люди более безопасно для себя воспринимают информацию. Более экологично можно с ними работать. Мы говорим не про них, а про героев мультфильмов, с последующим выходом на их истории и личный опыт. Получается более метафорично, экологично, безопасно и наглядно, что ли.
На школу приемных родителей многие люди приходят напряженные, закрытые — они ждут какой-то проверки, какого-то экзамена. Они говорят то, что как им кажется, от них хотят услышать, а когда понимают, что никаких экзаменов нет, что мы сейчас проверять не будем какие они — хорошие или плохие родители — они становятся более расслабленными и мультфильмы в этом помогают
Узнать больше о программах АНО «Родительский центр «Подсолнух»