«Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове хорошая погода.» Помните слова этой песни. Когда стало понятно, что мы летим на остров первым восполнились именно они. И встал вопрос – а что мы действительно знаем и можем рассказать про Сахалин. В сознании рисовался такой образ – лес, комары, каторга и Чехов, к тому же друзья стали говорить – да что там смотреть, пустая трата денег, да к тому же не малых. И как же мы все ошибались. Сахалин для нас оказался TERRA INKOGNITО.
И так, полетели. 8,5 часов, и мы в Южно-Сахалинске. Хорошая погода нас действительно встретила прямо у трапа самолета. Было начало августа, жара, которая стояла до этого, начала чуть спадать. У здания аэропорта нас ждали комфортабельные автобусы и экскурсоводы. Началась экскурсия по городу. И тут для меня начался период открытий: более половины населения острова – корейцы, это потомки эмигрантов конца 19 века, которые прибыли на остров в поиске лучшей жизни, и потомки людей, привезенных японцами на остро в качестве рабочей силы в период оккупации южной части острова японцами. Правда как они сами говорят: «Мы выглядим только как корейцы, а так мы – русские». С 1905—1945 гг. эта часть острова носила название - губернаторство Карафуто.
О самих японцах здесь напоминают постройки и вырубленные леса. Во время оккупации на острове находились деревообрабатывающие фабрики (из дерева строились дома) и несколько бумажных заводов. Так как жилые дома японцев были деревянными, вернее даже фанерными они почти не сохранились до наших дней. В наследство остались только каменные постройки и это в основном административные и военные сооружения. Восхищает здание краеведческого музея ещё японской постройки 1937 года в стиле тейкан-дзукури («императорской короны»), единственное здание такого рода в России.
Вокруг него разбит парк с Садом камней и японскими растениями, а также выставлены экспонаты японской и русской военной техники периода первой и второй мировых войн. Очень красивое здание и территория.
Есть здесь и шикарный парк, разбитый в честь наследного принца Хирохито. Того самого, который был оплотом фашизма в Японии и как говорят именно на Сахалине располагалась его секретная экспериментальная база «Отряд 731». Это специальный отряд японских вооруженных сил, занимался исследованиями в области биологического оружия, опыты производились на живых людях. Об этом есть документальный фильм «Конвейер смерти», если нервы позволят, посмотрите. Вообще, здесь осталось от японцев большое количество интересных построек. Часть из них мы увидели, о части нам рассказали в красках очевидцы. Это маяки.
Из числа немногих каменных сооружений в хорошем состоянии до нас дошло здание банка колонизационного развития (улица Ленина, 137), построенного в 1929-1930 году и в котором сейчас располагается художественный музей. Неплохо сохранился и деревянный дом резиденции вице-губернатора Карафуто, построенный ещё в 1924 году.
Еще в средней части острова, в горной местность сохранилась в довольно хорошем состоянии, правда не используемая уже с 90-х годов, горная железная дорога с извилистыми туннелями и висячими горными мостами. Еще поражает воображение, когда едешь по южной часть острова, одиноко стоящие посреди пустынных мест трубы. И так как японцы в своих домах не использовали отопление, из-за его дороговизны, или имели какие-то маленькие жаровни, то стоит только догадываться что же находилось раньше на этом месте. Административные здания? Военные сооружения? Производства? Или…? Кстати, простые японцы не любили остров, именно из-за холода, и были вынуждены его заселять в угоду императору. Еще в районе Корсаково, на побережье Охотского моря и около города Невельск на берегу Татарского пролива, можно найти осколки былого присутствия японцев на острове – черепки посуды, выпавшей с кораблей, увозивших их на родину в августе 1945 года. Нам удалось найти гальку с начертанным на ней иероглифом «рыба».
По дороге в бухту Тихая можно рассмотреть японские храмовые ворота Тории.
Правда, побродить вокруг них не советую, тут властвует борщевик. Некоторые из нашей группы получили ожоги, когда решили сходить туда «в кустики». Кстати, о туалетах. Люди, представляете - они здесь есть! Даже на автостоянках, даже в маленьких селениях, и на городских пляжах. И к тому же самые современные – с бумагой, водой и жидким мылом. И, самое главное, бесплатные!!! Короче, за все мое время путешествий по нашей стране я такого шока, в хорошем смысле, не испытывала.
Сейчас остров активно застраивается современными постройками, и выглядит очень презентабельно, в отличие от того же Петропавловска-Камчатского. Наша группы расположилась в отеле «Мега Паллас». Это, наверно, самый комфортабельный отель города, в нем 4 ресторана с европейской и азиатской кухней. Рядом центральный парк культуры им. Гагарина с самым лучшим светомузыкальным фонтаном в стране. Вечером, каждый день, проходят две интерактивные светомузыкальные программы высочайшего класса.
На территории парка проходит Детская железная дорога с двумя станциями, на которой в течении дня по расписанию можно прокатиться не по-детски.
Еще по соседству расположился зоопарк, но толи мы были уставшие после перелета, толи на самом деле так, но он нам не понравился. Вот мороженое в зоопарке очень вкусное и порции в рожке огромные. Кроме этого, не далеко от нас был горнолыжный курорт «Горный воздух».
Доехать до него удобней всего на такси, при том, что оно стоило недорого. На верх поднимает канатка из двух пролетов. На первом – комфортабельные закрытые кабинки, на втором – есть еще и открытый подъемник, работающий в зимнее время. С первого уровня спуск лайтовый, с последнего – профессиональный. В летнее время эти склоны используются любителями экстремального катания на горных велосипедах. С сопок открывается красивый вид на город в одну сторону, и гряду сопок в другую.
На проспект Мира в 1995-й году открылся Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Он посвящен путешествию Чехова в 1890-м на Сахалин, бывший тогда местом ссылки каторжников. По итогам своей поездки он издал книгу «Остров Сахалин». В музее интересная интерактивная экспозиция и очень понравился зал, в котором идет видеотрансляция этой книги, которую читают актеры в одежде каторжан. На против экрана стоят лавки и посетители, сидя на них слушают эти рассказы. Создается ощущение живой беседы, что ты сидишь в бараке, напротив тебя – каторжанин, который рассказывает незатейливые истории своей жизни. Очень душевная атмосфера создается, доверительная.
На мой взгляд очень хорошая задумка музейных работников. Еще одним приятным открытием для меня стала японская кухня. Если дочь, например, всегда любила суши, роллы и вок, то я не большая любительница подобной еды. В рамках экскурсионной программы мы побывали в японском и корейском ресторане. И я поняла – мне понравилась японская кухня. В ресторане «Nihon Mitai» (просп. Победы, 28В, Южно-Сахалинск) нас угостили Мисо супом, салатом с осьминогами, нежным блюдом с гребешками, ну и конечно же саке.
Все было необыкновенно вкусно. А вот корейский ресторан, в который нас повезли на следующий день, мне не очень понравился, уж очень все острое. Здесь нас угощали капустой ким-чи, пирожками пян-се, корейской лапшой куксу и супом рамен.
И, конечно, для шопоголиков – любителей японских и корейских товаров, тут раздолье. В городе очень много маленьких магазинчиков с продовольственными и косметическими товарами из этих стран. А на дороге из аэропорта находится огромный мега маркет «Сити Молл». Правда цены там не маленькие, московские. Раз уж начала рассказывать про покупки надо сказать о главной покупке на Сахалине – икре. Сразу скажу, цены кусаются. Меньше московских на 200-400 рублей за килограмм. Но свежесть и качество конечно несравнимо. Туристов обычно везут на рынок на Вокзальной улице «Успех». Но напротив него есть другой рынок, где покупают местные – «Новость». Качество такое же, а цены ниже. Если любите сладкое - обязательно купите птичье молоко и мармелад с агар-агаром, который делают из местных водорослей.
Шопинг — это хорошо, но как говорится «не хлебом единым…» и поэтому хочется вернутся к красотам острова. За время нашего пребывания на острове мы побывали и на западном, и на восточном его побережье. Были в бухте Тихая и застали начало нереста горбуши, когда первые рыбы, сопровождаемые стаей нерпы стали заходить в устье реки Тихая. Ездили на озеро Буссе. Там создается уникальный микроклимат: соленая вода Охотского моря соединяется здесь с пресной, что в итоге создает прекрасные условия для жизни разных морских существ: именно здесь водятся гигантские устрицы, размер раковины достигает 30 сантиметров.
Во время отлива поймать ее можно голыми руками, как и трепанга, приморского гребешка, морского ежа и мидий. Тут же растет анфельция — та самая водоросль, из которой получают агар, — растительный заменитель желатина. Наша экскурсовод увлекается дикоросами, написала книгу о блюдах из них и много рецептов рассказала нам. Создалось впечатление, что на Сахалине магазины не нужны: сходил в лес собрал ягоды, грибы, папоротник – вот тебе салат и компот. Вышел на берег моря собрал водоросли, мидии, гребешки и всякой прочей твари – и суп, и горячее готово. Организаторы на побережье нам ставили шатры и готовили великолепные обеды из ухи, свежевыловленных крабов, гребешков, устриц, икры разных рыб. Запивали это все ароматным отваром из местных трав и курильского чая. В общем праздник живота.
Благодаря нашему экскурсоводу мы узнали, что одежда на «рыбьем меху» бывает. Местные коренные жители - айны, еще до прихода европейцев выделывали рыбьи шкуры и шили из них непромокаемую одежду, а еще ее использовали вместо стекол в окнах.
Об этом она нам рассказала по дороге в Невельск. Там нас ждало еще одно чудо. На красивой набережной с ротондой стояли вмонтированные бинокли, прильнув к которым можно рассмотреть сивучей. В Невельске на берегу Татарского залива, на брегваторе они устроили свое лежбище. Сивучи является одним из символов города и представлены на гербе города, а здесь на набережной им стоит памятник. Ведь они селятся только в трех портах мира — Сиэтле, Петропавловске-Камчатском и здесь.
Да, Сахалин удивительный остров. Он покорят, восхищает и сюда хочется вернуться.